История китайского чая

История китайского чая — три эпохи

По некоторым данным, первое знакомство человека с чаем состоялось в Китае без малого 5000 лет, положив тем самым начало истории китайского чая! Но как менялось представление о напитке в различные эпохи? Сколько лет минуло, прежде чем он стал столь популярным национальным напитком, кто из великих ценил редкие минуты уединения с чашкой драгоценной ароматной жидкости в руках? Когда произошел расцвет чайной культуры?2013_09_06_04_001.jpg

Ранняя история чая в Китае

Представители династии Чжоу (1122-249 до н.э.) положили начало превращения чая из лекарственного напитка в освежающий. В те времена представители знати пили исключительно крепкую грубую заварку с горьким вкусом. Популярностью она не пользовалась до тех пор, пока при династии Хань, царствовавшей в 206 г. до н.э. – 221 г.н.э., не был изменен метод сбора и обработки листьев дикорастущих чайных растений.

Во все времена при дворе чай ценился высоко – являлся не только любимым напитком правителя, но и подношением знатным гостям и подданным. Во времена Троецарствия чай даже начал замещать вино – на празднествах тонизирующее действие чайного напитка предпочитали хмельному!

В истории китайской ботаники и медицины чай был известен под разными названиями. В Южном Китае, где его впервые опробовали и оценили, чай использовался для облегчения усталости, услаждения души, укрепления воли и улучшения зрения. Применяли его не только в виде напитка, но и как пасту, смягчающую ревматические боли. По даосскому мнению, чай был важным компонентом эликсира молодости и бессмертия, буддисты же считали, что напиток устраняет сонливость, возвращает бодрость духа, необходимую при длительных медитациях.

Жители долины Янцзы в IV-V веках готовили свой излюбленный напиток следующим образом: варили чайные листья на пару, размельчали в ступке, прессовали в брусок и кипятили с рисом, имбирем, солью, цедрой цитрусов, специями, молоком, а иногда даже луком. До сих пор некоторые монгольские и тибетские племена из этих ингредиентов готовят весьма вкусный сироп. )

В буквальном же смысле «расцвел» чай во времена династий Тан и Сун. (читайте ниже)

Итак, почему бы нам теперь не обсудить искусство приготовление чая? Ведь, как любая культура, имеющая многолетнюю историю, чайная традиция имеет определенное разделение. В истории китайского чая можно выделить три метода приготовления напитка, господствующие в разные эпохи: кипятится, обдается кипятком и настаивается. Современные ценители чайных традиций знают только последний способ, остальные же методы существовали и предпочитались в различные эпохи и дошли до нас только фрагментами, — сказываются опустошительные войны со сменой режимов, имеющий место во 2-м тысячелетии нашей эры.

Представители Тан, Сун и Мин задавали определенный настрой, который и определял способ приготовления чая: кипячение прессованного, обдавание кипятком порошкового и настаивание листового. Так как чай – определенное искусство, можно классифицировать школы как классическую, романтическую и натуралистическую.

Тан и Сун: золотой период истории китайского чая

2013_09_06_04_002-150x265.jpg…Династия Тан (618-907) была основана феодалом Ли Юанем. Чжао Куанинь – военачальник – стал основателем династии Сун, которая три столетия (960-1279) правила Китаем, находившимся под давлением северных степных народов. Три века монгольского владычества, последовавшие затем, завершились в середине XIV века. Династия Мин была основана в 1368 сыном бедного китайского крестьянина Чжу Юаньчжан и просуществовала до 1644 года…

При династии Тан чай из незрелого состояния перешел к конечному идеалу, став напитком, обладающим огромным количеством полезных свойств, для истинных ценителей. Метод приготовления усовершенствовали, также доведя его до эталона. Кульминационным моментом в истории чая в Китае стала работа «Ча Цзин» («Чайный Канон«), написанная великим идеологом чая Лю Юем.

Три стадии кипячения воды, описанные Лю Юем:

  • мелкие пузырьки, подобные рыбьим глазам, плавают на поверхности – первая;
  • кристальные бусинки-пузырьки будто плавают в фонтане – вторая;
  • третья, при которой вода в чайнике начинает бурлить.

Спрессованный в плитку чай греют на огне до состояния мягкости, измельчают до состояния пудры между листами тонкой бумаги. В воду на первом этапе кипячения добавляют соль, и лишь затем – чай. На третьем этапе кипячения в чайник вливают полный ковш холодной воды – чай оседает. Напиток разливают в чашки и пьют.

Поэтика чайного искусства

Уникальное действие китайского чая и наслаждение от его питья описывали многие поэты и писатели. Поэт при династии Тан – Ло Тунг – так описывал свои ощущения: «Первая чашка смачивает мои губы и горло, вторая чашка разбивает мое одиночество, третья чашка охватывает мои бесплодные внутренности. Четвертая чашка заставляет меня немного вспотеть — все зло жизни выходит через поры. На пятой чашке я уже очищен. Шестая чашка призывает меня в царство бессмертия. Седьмая чашка — ах, я не могу уже больше пить! Я только чувствую дыхание прохладного ветерка, который поднимается у меня в рукавах. Где Хорайзан? Позвольте мне пробраться туда по сладкому ветерку».

В стихах описывалась сила чая, вызывающая человеческую добродетель, оказывающая благотворное влияние не только на тело, но и на душу человека. «Чай наполняет душу, а его деликатная горечь напоминает о послевкусии хорошего совета».

Чайная церемония в Японии возникла из ритуала дзен, созданного дзен-буддистами одного китайского монастыря. Перед образом Будды монахи пили чай из одной емкости и одновременно выполняли священнодействие.

Приготовление чая во время Сун

Вторая школа чая, как мы уже знаем, возникла при династии Сун. Ошпаренный чай приготавливался следующим образом: листья измалывались в пудру в маленькой каменной мельнице, приготовленный чай обдавали водой с помощью маленькой метелки из расщепленного бамбука. Новый способ приготовления потребовал изменения в чайном сервизе и при выборе листьев. Соль из ритуала исключили навсегда.

Совершенствование процесса приготовления и употребления чая было безгранично. Эпикурейцы проводили настоящие соревнования, открывая новые разновидности чая и выявляя превосходство одной над другой.

Художник и артист, император Киа Сан (1101-1124) благодаря своим сокровищам смог вырастить редкие сорта чая. Его диссертация о двадцати видах чая особо отмечает белый чай за прекрасное качество и сбалансированный вкус.

При династиях Сун и Тан идеалы чая были разными, как и их понятия о жизни: представители первой династии стремились актуализировать то, что их предшественники символизировали. Даосы предположили, что бессмертие состоит в вечных переменах – это существенно повлияло на образ мышления, поставив человека лицом к лицу с природой, нацелив его на открытое познание мира и поиск методов открытия себя и самореализации. Чаепитие из приятного времяпровождения плавно перетекло в значимый процесс – искусство жизни и познания себя.

Династия Мин — заключительный этап истории чая в Китае

В XIII на Китай напали монгольские племена под управлением династии Юань, опустошившие и разорившие великую страну. Плоды культуры Сун были разрушены, династия Мин, попытавшаяся возродить национальную культуру, не была способна выдержать новый натиск, и Китай попал под гнет маньчжуров в XVII веке. Инородное влияние и падение манер и обычаев негативно отразилось на развитии культуры чаепития, превратив её в примитивный процесс – питье напитка, приготовленного из листьев, настоянных в кипятке в чайнике или чашке. Европа и Россия познакомились с чаем во время правления династии Мин, поэтому древнее искусство заваривания и питья напитка европейцам было неизвестно.

Сегодня китайский чай – безусловно, вкусный напиток, обладающий бодрящими и лекарственными свойствами. Однако, как показала история, долгие годы влияния иноземных культур, разрушения и опустошения страны лишили чай и ритуал его приготовления пикантности и самобытности. Он стал напитком современности – потребляемым в стремительном ритме, политкорректным и эклектичным. Чай потерял ореол иллюзий и мечтаний, он спокойно вбирает в себя традиции всего мира. Нынешний листовой напиток обладает тонким нежным ароматом и хорошим вкусом, однако в чашке тонкого фарфора, до краев наполненной жидкостью с изысканным вкусом, не отражается вся романтика и многолетняя история легендарной китайский империи, династий Тан и Сун.

Источник: http://daochai.ru

Понравилась статья? Поделись с друзьями!

                                                                 История китайского чая

Родина чая — Китай. В письменных источниках Китая чай упоминается за 2700 лет до Рождества Xристова. Китайцы первыми открыли тайну чайного листа, и обычай пить чай в Китае является самым древним. Об открытии удивительных свойств чая существует множество легенд, некоторые из которых дошли до наших дней. Но наиболее правдоподобной, на наш взгляд, является легенда о Божественном Земледельце Шен Нуне, который жил около 4800 лет тому назад и научил древних китайцев выращивать и использовать растения. Шен Нун изучал травы. Он испытывал их действие на себе, пробуя самые разные листья, стебли и корни растений, чтобы помочь людям избавляться от болезней. Действие их можно было наблюдать через прозрачный живот Шен Нуна (это, конечно, метафора). Однажды, совершая трудный переход через горный хребет, он истомился от жажды. Внезапно от кроны дерева отделился листок и плавно приземлился перед ним. Шен Нун подобрал листок и пригляделся — земледельцу пришелся по сердцу нежный зеленый цвет. Помяв рукой листочек, он обнаружил маслянистый сок. Понюхав, ощутил благоуханный аромат. Коснувшись языком, почувствовал чрезвычайно терпкий вяжущий вкус. И тогда Шен Нун, полагаясь на свой богатейший опыт, решил, что это — подходящее средство для утоления жажды и поднятия духа. Впоследствии он использовал чай, как противоядие, когда пробовал 100 трав, из которых 72 оказались ядовитыми. Впоследствии люди обнаружили, что чайный лист не только помогает в выведении ядов, но, в соединении с другими травами, может лечить многочисленные болезни. В древнем трактате «Шен Лун Бэнь Шу» (Изначальная Книга Божественного Дракона) записано: «Чай по вкусу горький; если человек его пьет, это способствует мышлению, человек меньше спит, тело становится легче и глаза проясняются». Коммерческое культивирование чая началось Китае, в ранние века. Это привлекло внимание остального мира. С течением времени другие соседи Китая, такие как Япония, страны Юго-Восточной Азии, Монголия, Тибет и др. приобрели привычку пить чай. Сухопутные маршруты переносили знания о чае на Ближний Восток. Западные народы познакомились с чаем только в 17 веке, когда европейские торговцы везли чай океанскими маршрутами. Хотя первый чай попал в Россию в 1638 году, но серьезная эра чаепития началась после заключения Кяхтинского договора о торговле между Российской империей и империей Цин. Договор был заключен 1 ноября 1727 года российским послом Рагузинским и уполномоченными правительства Цинской империи. После этого постепенно начала налаживаться караванная торговля.

Китай – единственная страна в мире, которая производит всю палитру чаев – белые, зеленые, желтые, бирюзовые, красные (по-нашему черные) и пуэры. Разные чаи производятся в разных провинциях Китая. Конечно, в разных провинциях разные климатические и географические условия, разные исторически сложившиеся обычаи производства и сбора чая, и чайные кусты немного отличаются друг от друга. Но все они из одного семейства Камелии китайской. А главным образом различаются эти чаи по степени ферментации чайного листа в процессе изготовления чая.

Особенно нужно отметить, что и культура китайского чаепития сильно отличается от нашей. Наиболее распространены способы заваривания чая пинча (для любых чаев) и гунфуча (в основном для бирюзовых чаев), известные в России, как чайная церемония.

На сегодня сложно найти человека, не ведающего, что такое чай. Этот напиток является одним из популярнейших во всем мире. Подавляющее большинство исследователей считают родиной чая – Поднебесную. Классический китайский чай производится из растения Camellia Sinensis, с использованием различных способов сушки листа.

Содержание

Разные провинции Китая именуют напиток по-разному: кто-то «Тэй»,  или «Ча», еще вариант — «Чар». Имеется более ста разных наименований чая. Во многих же странах, к примеру, в Англии, этот ароматный напиток стал непременным атрибутом дружеского общения и гостеприимства.

Чайные плантации в Китае

Интересный факт, что иероглиф, определяющий слово «чай», один из старейших в китайской письменности. Китайцы во время чайных церемоний рассказывают одну  легенду. В ней говорится, что как-то раз, монах заснул во время молитвы, и когда пробудился, был очень зол, он отрезал себе веки, кинув их наземь. Но из век этих, впоследствии, вырос чудный кустарник, отвар из которого, прочь уводит сон. Другой миф про напиток передает историю об императоре. Однажды он держал в руках чашку с кипятком, а в него ветром занесло лист чайного куста. Вода окрасилась в коричневый цвет, а полученный же отвар  оказался невероятно приятным на вкус, так что государь издал указ заваривать эти листья в дальнейшем. Уже из императорских палат чай распространился дальше по Китаю: его начали церемониально подавать, когда принимали самых дорогих гостей.

Истинная история зарождения чая в Китае не известна доподлинно никому. Но так как в Поднебесной он представляет настоящий культ, то почти как за 5 тыс. лет было сложено с десяток версий и мифов о происхождении напитка.

Кроме представленных выше, существуют следующие легенды.

Таинственный миф может поведать нам о том, как в древние времена пастухи направили внимание на животных, которые, полакомившись листьями с чайного куста, становились полными жизненных сил. Пастухи решили испробовать напиток из чудо-листьев. Как оказалось, чайный отвар не только бодрящий, но и приносит пользу для здоровья. К тому же он — невероятно вкусный.

История китайского чая

Остросюжетная история происхождения чая гласит, что однажды император Ян Ди где-то 4 тыс. лет назад собирал лекарственные травы. Однажды его отравили, и правитель лег умирать под чайным кустом. А сок с его листьев по каплям стекал императору в рот, в итоге тот был спасен.

С течением времени история чая в Китае, вернее, его возникновения,  теряется, доподлинно известно лишь, что напиток появился где-то пять тысяч лет назад и приобрел статус культового не только в Поднебесной, но и во всем мире. Несмотря на то, что китайский чай возник тысячи лет назад, как напиток на каждый день он употребляется довольно-таки недавно – примерно с 6-го века нашей эры. На протяжении многих столетий до этого чай был священным напитком, его использовали лишь для проведения религиозных церемоний. Позже чай применяли как лекарство. Так что только в 6 веке терпкий напиток стали пить для удовольствия, но вначале, это было доступно только богачам. Национальным напитком, доступным в каждом доме, чай стал к 10-му веку нашей эры.

Сложные времена для китайского чая

К сожалению, в истории чая были темные страницы. В 18 веке, когда было монгольское нашествие, чайные плантации сожгли и разрушили, так что народная привычка распивать чай начала утрачивать свою роль. При правлении династии Мин наследие возрождается вновь и изобретается новый метод в приготовлении терпкого настоя – листья с кустарника заваривают целиком. Такой способ пришелся по душе европейцам.

Отрицательно сказались на чайной культуре древнего Китая и политические столкновения 18-19 веков, это отразилось и на экспорте чая. Церемонии медленно уходили в прошлое, так что за сохранность многовековых традиций взялась китайская диаспора, разбросанная по всему миру. Лишь в середине 20-го века они начали потихоньку оживать и в самой Поднебесной. Так что, новейшим чайным традициям не больше 40 лет. Современный Китай богат в разнообразии сортов и методов производства чая. Экспорт же чудесного напитка увеличивается с каждым годом.

к содержанию ↑

История китайского чая в эпоху правления династий

Пуэр — один из самых древних видов чая

На сегодняшний день в 10-ти провинциях Китая почти 200 мест все еще являются ореолом произрастания древних диких чайных деревьев. Один из кустарников, в провинции Юньнань, возрастом 1700 лет! Говорят (по еще одной из легенд), что чай был открыт 3 тысячи лет назад божественным земледельцем по имени Шень Нун. Классический фармакологический труд «Трактат Шень Нуна по корням и травам» может нам поведать, что его автор попробовал сотни трав, и ежедневно себя травил 72 ядами. Воздействие токсинов были нейтрализованы Нуном при помощи чайных листьев. Тогда чайный лист ели, долго разжевывая. Чай выбирался как лекарство от множества болезней. В «Трактате о пище» Нyна изложено, что если пить китайский чай в течение продолжительного времени, то тело наполнится силой, ум получит удовлетворение, а воля станет решительной.

Во времена властвования династии Западной Чжоу, глава страны У-ван обязал выдавать ему дань чаем. Из этого исходит вывод, что этот напиток в то время был огромной ценностью. В годы правления императора берут начало чайные плантации. Листья с кустов мыли, затем помещали в керамические сосуды, заваривали кипятком.

В момент прихода к власти династии Восточной Чжоу, ценные листья в Китае начали варить вперемешку с корицей, имбирем и другими  пряностями. Чай служил необычной трапезой, елся как обычный салат, а еще как напиток. В то время полагали, что он насыщает тело необходимыми веществами, выводит вредные яды и токсины, которые потребляются с пищей.

Жители Китая во время Династия Цинь уже начали обрабатывать ценные листочки. При помощи деревянных палочек их сворачивали в шарики, потом сушили и отправляли на хранение. Перед тем как употреблять их в пищу, шарики толкли, опускали в чайник, заливали кипящей водой, с добавлением листьев мандарина. Чай был не только своего рода пилюлями, а и кушаньем, подаваемым на стол при приеме гостей. При правлении Цинь объединились плодородные земли княжеств Ба и царств Шу, так что культура чая начала расширяться восточнее.

к содержанию ↑

Распространение китайского чая по всему миру

Во времена правления династии Юань, Чингисхан начал длительный поход. В этот период Монголия стала пунктом переправы при отправке чая в страны Центральной и Западной Азии. Причем монголы начали брать молочный чай с собой во время завоеваний. Может быть, именно тогда страны в Восточной Европе приобрели первые понятия о китайском чае, так что совершенно понятно, что позже русские стали импортировать чай из Китая.

О крепком напитке есть история упоминания в западных летописях во времена прихода к власти династии Юань. Известный итальянский путешественник Марко Поло приехал в Китай и со временем узнал об обычаях чаепития. Через 10 лет, вернувшись в родную страну, как представитель правительственной династии, он привез из Китая фарфор, макароны и чай. Написанная ним книга, стала на Западе сенсационной, а китайский чай – желанным для европейцев.

Виды китайского чая

Когда правила династия Мин, листья чая экспортировались за рубеж, но в малых количествах. Вначале он появился у русских в 1567 году, когда правитель Муцзун занял престол. Тогда китайский чай теоретически мог попасть в руки двоих людей с юга России, а они в свою очередь, завезли его в страну. В 1618 году посол Китая в России преподнес в подарок царю немного чая. Уже в 1735 году частные торговые корабли ходили между Китаем и Россией для специальных поставок чая царской семье, и дворянам. Но удовольствие это было очень недешевым.

При завозе чайного напитка в Европу, ее жители не очень хорошо знали чудесные свойства чая. Скептическое отношение к чаю было до тех времен, пока в Европу не завезли кофе. Поскольку мнения людей о напитках были противоречивые, шведский король приказал двум близнецам, осужденным на смерть, проверить воздействие напитков на себе. Испытание в итоге окончилось очень успешно. Братья прожили долгие годы без проблем со здоровьем, но тот, кто пил чай, дожил до 83 лет! (по тем временам — истинный долгожитель). Вот так история китайского чая приобрела продолжение в Европе.

к содержанию ↑

Комментарий о разновидностях чая в Китае

Коротко поговорим о том, каким бывает этот замечательный напиток, пронесший свои свойства сквозь долгие века истории. Изначально листья скатывали в шарики либо лепешки, затем  сушили, когда же заваривали — солили и приправляли. О вкусе напитка от таких экспериментов можно только догадываться. Когда же количество сортов чая возросло, то на вкус и аромат различных сортов стали обращать больше внимания. Таким образом, методы сушки листьев изменились, чай стал рассыпным. Необработанный чайный лист зеленого цвета в процессе приготовления может стать черным, красным или желтым. По способу переработки китайского чая можно предугадать его будущий вкус и аромат:

  • у белого чая аромат цветочно-фруктовый. Он довольно редко встречается;
  • желтый чай с легким сладковатым привкусом копченостей. Благодаря необычному вкусу, он очень почитаемый у гурманов;
  • зеленый чай — традиционный напиток. Именно у него максимально выражены лечебные свойства;
  • красный чай — один из самых популярных в России, да и в Европе, но его мы величаем как «черный»;

пуэр — истинно черный чай. По крепости – он самый сильный, ферментированный. Такой напиток можно заваривать до 10-ти раз. По вкусу он приятный, особенно терпкий и очень бодрящий.

Хорошие статьи в продолжение:

  • История развития туризма в Китае
  • Порт Циндао – крупнейший центр международной торговли
  • Республика Китай
  • Граница Китая и его соседи

Похожие статьи

Пластическая хирургия в КитаеГосударство КитайЗапретный город в Китае – дворец 24 императоровИстория строительства Великой Китайской стены

Культура Китая

  • Китайские идиомы
  • Китайская поэзия
  • Классическая литература Китая
  • История Китая
  • Китайские иероглифы
  • Shen Yun — лучший спектакль о культуре Китая

Читайте также:

Китайский чай является не только бодрящим и тонизирующим напитком, как нынче принято считать. В Древнем Китае его использовали как лекарство и очень почитали, даже создали целую богатую культуру, связанную с этой «горькой травой».

Чайное дерево изначально было открыто в Китае и только потом распространилось по всему миру. В настоящее время в десяти провинциях Китая в 198 местах всё ещё растут древние дикие чайные деревья. Одному из них, в провинции Юньнань, около 1700 лет.

Китай можно по праву считать родиной чая. История его выращивания и использования в Китае самая древняя. Остальные страны либо прямо, либо косвенно заимствовали культуру чая, как и сам чай, из Китая. Однако многие, даже китайцы, не знают, как древние пили чай, и как менялась культура чаепития и отношение к чаю в каждой династии. Ниже мы коротко расскажем об этом.

Эпоха Шень Нуна (Божественного Земледельца)

Говорят, что впервые чай был открыт в 28 веке до нашей эры Божественным Земледельцем Шень Нуном. В классическом фармакологическом труде «Трактат Шень Нуна о корнях и травах» рассказывается: «Шень Нун пробовал сотни трав, и каждый день отравлялся 72 ядами. Действие ядов он нейтрализовывал чайными листьями». В те времена чайные листья ели, тщательно разжёвывая. Они служили «лекарством от тысяч болезней». В «Трактате о пище» Шэнь Нyна говорится: «Если употреблять чай в течение долгого времени, то он дает телу силу, уму удовлетворение, а воле решительность».

Династия Западная Чжоу (1045 – 771 г. до н.э.)

В древних трактатах упоминается, что когда император У-ван разгромил царство Инь, он обязал последнее платить дань чаем. Следовательно, чай в то время представлял очень большую ценность. В те годы появились первые чайные плантации. Чайные листья мыли, затем клали в керамические сосуды, заливали кипятком и варили. Вместе с отваром, съедали и чайные листья. Однако начало употреблению чая, как напитка уже было положено.

Династия Восточная Чжоу (770 г. до н.э.)

В этот период чайные листья стали варить вместе с корицей, имбирем и другими пряностями. Чай принимали в пищу, как салат и также как напиток. Считалось, что он питает организм полезными веществами, а также изгоняет различные яды и токсины, поступающие с пищей.

У народности цзино провинции Юньнань до сих пор сохранилась традиция готовить из чая холодную закуску. Свежие чайные листья размельчают и кладут в сосуд, затем добавляют туда немного листьев апельсина, чеснок, красный перец, соль и другие специи, заливают родниковой водой и перемешивают.

Династия Цинь (221– 207 гг. до н. э.)

Чайные листья в этот период уже начали немного обрабатывать. С помощью деревянных палочек их скручивали в шарики, затем сушили и хранили в таком виде. Перед употреблением шарики толкли, клали в чайник, заливали кипятком, добавляли имбирь, лук, листья мандарина или апельсина. Чай уже стал не только лекарством, но и продуктом, который подавали на стол во время приёма гостей. Во время правления Цинь были объединены плодородные земли княжества Ба и царства Шу (нынешняя провинции Сычуань) и культура чая стала распространяться на восток.

Известный лекарь тех времён Хуа То говорил, что очень полезно есть чайные листья, отмечая тем самым лечебное воздействие чая на организм. Он также отмечал: «Если принимать горький чай продолжительное время, это ускорит силу мысли».

Во время династии Западной Хань (206 г. до н.э. – 9 г. н.э.) чай уже стал изысканным напитком в императорском дворе.

В Период Троецарствия уважение к чаю продолжало расти. Именно в рукописях тех времён упоминается о том, что чай стал самым дорогим подарком, заменив традиционное вино.

Во времена последующих династий, вплоть до династии Тан, выращивание чая и торговля им широко распространялись от центральных районов страны до юго-восточных. Чай из продукта роскоши постепенно превратился в обыденный напиток и стал доступен практически всем. За это время способ его приготовления не изменился.

В древних текстах есть упоминание о том, что отвар чайных листьев вылечил от недуга Вэньди, первого императора династии Суй (581 – 618 г.н.э.).

Династия Великая Тан (618 – 907 г.н.э.)

Когда пришло время правления династии Тан чай уже пила вся Поднебесная. В этот золотой век китайской культуры стремительно развивалась и культура чая. Люди говорили, что можно несколько дней не есть, но невозможно и дня прожить без чая. У малочисленных национальностей, населявших Центральный и Северо-западный Китай любовь к чаю стало национальной привычкой.

Изменения произошли и в способе приготовления чая. Чтобы нейтрализовать горечь и тёрпкость этой травы, в чайный отвар стали добавлять мяту, соль, финики и т.д.

В этот период «чайный мудрец» Лу Юй написал ставший впоследствии каноническим «Чайный канон» («Ча Цзин»), в котором наиболее полно и систематично изложено чайное действо, начиная от выращивания и обработки и до различных традиций чаепития. Лу Юй говорил, что чай «более всего подходит людям скромным, добродетельным и утонченным», а также что этот напиток тесно связан с духовной практикой. «Если долго пить чай, могут вырасти крылья», – предупреждает мудрец.

В те времена стали всё больше обращать внимание на качество приготовления чая, включая выбор воды, способ заварки, а также и на среду и обстановку в помещении, где пили чай. Так постепенно сформировался «Ча дао» («Путь чая»). В Китае повсеместно появились чайные домики, специальная чайная посуда, чайные заводы, были сформированы группы сановников, исследующие и развивающие чайные технологии.

Обработка чайных листьев при династии Тан так же была значительно усовершенствована. В основном все нововведения были направлены на то, чтобы уменьшить горечь и тёрпкость чая. Принцип некоторых технологий, придуманных в то время, используется и по нынешний день. Например, обработка водяным паром и высушивание.

Этот период также характерен расцветом буддизма. Когда буддистские монахи общались между собой, они вместо вина пили чай, повсеместно распространяя эту традицию по всей стране.

Династия Сун (960 – 1229 г.н.э.)

Говорят, что «при династии Тан начался повышенный интерес к чаю, а при династии Сун, начался расцвет чайного дела». В то время чайные листья прессовали в виде лепёшек, а во время заварки их размельчали и добавляли приправы. Однако с появлением всё большего количества сортов чая, постепенно внимание стали уделять изначальному цвету, запаху и вкусу чая, поэтому приправы использовались уже гораздо меньше. Немного позже чайные лепёшки сменились рассыпчатым чаем, для которого были установлены определённые критерии качества. Из-за специфики изготовления рассыпчатого чая, который не подвергался выпариванию и растиранию, он гораздо в большей степени сохранял свой аромат, нежели чай в лепёшках.

Династия Юань (1271 – 1368 г.н.э.)

Во время правления династии Юань изготавливался как чай в виде лепёшек (пластин), так и рассыпчатый чай, но последний был значительно популярней первого. В этот период чай уже стал одним из главных продуктов, продаваемых в другие страны, преимущественно в Юго-восточную Азию.

Династия Мин (1368 – 1644 г.н.э.)

Император Чжу Юаньчжан в 1391 году издал указ об ограничении производства чайных лепёшек в пользу производства рассыпчатого чая. Способ приготовления чая в этот период также стал постепенно меняться. Чай уже не варили, а заваривали в кипятке.

В этот период кроме зелёного чая, стали появляться сорта жёлтого, чёрного и красного чая. Также появились и технологии приготовления ароматизированного чая, в котором в качестве ароматизаторов использовалось более десяти видов цветов.

Китайцы династии Мин любили добавлять в чай коровье или козье молоко, лимон, сахар, апельсины и т.д.

В 1610 году голландцы впервые завезли чай в Европу из Макао (Аомынь). В 1616 году чай из Китая проник в Данию. А в 1618 году китайский император направил своего посла в Россию и в качестве подарка передал чай.

Династия Цинь (1644 – 1911 г.н.э.)

Чайные лепёшки в это время уже практически не производились, кроме некоторых малочисленных национальностей, которые делали и продолжают делать чай в виде кирпичиков. Вкусы к чаю у жителей этого периода также изменились. Они уже не добавляли в чай никаких специй и приправ (за исключением ароматизаторов из цветов). Циньцы ценили натуральность и чистоту употребления чая и были большими гурманами в этом отношении.

Циньский император Цянь Лун говорил: «Правитель и дня не может обойтись без чая».

Велика Епоха

Китайские иероглифыКитайские идиомыИстория КитаяИмя на китайскомКитайская поэзияКлассическая литератураИспользуемые источники:

  • https://www.tea-terra.ru/2013/09/06/6987/
  • https://morechamag.ru/blog/istoriya-kitajskogo-chaya
  • https://tourisminchina.ru/istoriya-kitajskogo-chaya/
  • https://www.epochtimes.com.ua/ru/china/culture/ystoryja-kytajskogo-chaja-89602.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий