Волгоградский чай «Китайской панды»

История основателя сети чайных Артёма Карпова, который пытается привить горожанам вкус к напитку из Поднебесной.

Лавка в гараже

Из Китая Карпов привез 30 сортов чая. В ассортименте были как популярные пуэр, улуны Те Гуанинь и Да Хун Пао, так и более редкие разновидности вроде улуна Фэн Хуан Дань Цун.

Он сложил мешки с чаем в гараже, в котором после продажи автомобиля образовалось много свободного места. Гараж стоял во дворе многоэтажного дома. В нём предприниматель открыл свою первую неофициональную чайную. С оформлением помогли друзья: кто-то принёс диван, кто-то — телевизор. На площади 15 м² появился импровизированный бар, хоть и без барной стойки.

Чтобы уделять чаю больше времени, молодой человек устроился на работу с более гибким графиком. А по вечерам проводил чаепития для друзей и оттачивал навыки заварки.

На вкус чая влияет как посуда, из которой пьешь, так и вода, в которой завариваешь напиток. Когда мы открывали новые точки, я обследовал все скважины города и пробовал воду из других регионов.

Первый год в бар заглядывали только друзья. Постепенно они начали приводить своих друзей, и благодаря сарафанному радио в гараж стали приходить новые гости.

Всё чаще посетители предлагали основателю «Панды» купить у него чай. Он сделал сайт, на котором продавал листья по $50-200 за килограмм в зависимости от сорта. К 2013 году гости перестали помещаться в гаражном баре, а выручка интернет-магазина позволяла найти более просторное помещение. Карпов зарегистрировал ИП и начал искать место под первую официальную точку.

«Икринка» бизнеса </h2>

Предприниматель обратил внимание на волгоградский речной порт. В советское время порт был важной точкой судоходного маршрута, но в 1990-е годы навигация значительно сократилась.

Большую часть здания приобрёл местный предприниматель и открыл ночной клуб «Пиранья». Территория вокруг порта быстро обросла кафе и ресторанами.

Постепенно на смену «клубам из 1990-х годов» пришли заведения для творческой молодёжи — ресторан Velvet и Mishka Bar. Статус места должен был подчёркивать баннер с портретом и цитатой Стива Джобса, но плакат превратился в объект для шуток.

На запуск ушло около 100 тысяч рублей. Большую часть суммы он потратил на покупку мебели, а также заплатил 12 тысяч рублей в качестве обеспечительного платежа и месячной аренды. Больше года Артём Карпов сам стоял за стойкой.

Чайная культура в России часто носит полуподвальный ритуально-мистический характер. Человек платил две тысячи рублей за чайную церемонию, чтобы выпить пару чашек.

Я хотел сделать чай простым, доступным и понятным. Поэтому мы убрали чайную церемонию, за прилавком поставили бармена и ввели формат продажи готового чая на вынос.

«Панда» отличается от других чайных тем, что на полках нет пакетиков с сортами и ценниками. Для основателя всегда было важно, чтобы чайная не превращалась в магазин, а оставалась клубом для общения, где гости могли бы открывать и пробовать новые сорта. Поэтому бармены получают премию, если продают мало чая в сухом виде.

В отличии от чайного гаража на задворках, в «Икру» люди приходили семьями. Со временем восьми посадочных мест даже с учётом приставных стульев стало не хватать. Предпринимателю повезло: фотостудия, которая работала рядом с чайной, переехала, и «Панда» взяла в аренду освободившееся помещение.

Стоимость аренды и коммунальных расходов выросла до 50 тысяч рублей в месяц. Доход позволял вовремя покрывать траты и заказывать новую продукцию из Китая. Артём Карпов не раскрывает сумму выручки в 2013 году.

Большую часть поставок организовывала пекинский куратор Юинг, которую Карпов называет Катей. Она отдавала продавцам чая свои деньги и отправляла груз в Волгоград.

Пока товар шёл до России, основатель «Панды» успевал собрать выручку и отправить деньги партнёру. Стоимость средней поставки составляла около 70-80 тысяч рублей за чай и специальную посуду — чайники и пиалы. Доставка стоила $14 за килограмм.

Для снабжения точек Карпов обычно раз в год закупает одну большую партию посуды и чая — для экономии на таможенных сборах. Сейчас предприниматель тратит на закупку от полумиллиона до миллиона рублей. Поставка формируется от нескольких недель, до нескольких месяцев, объем партии также зависит от спроса на тот или иной сорт и сезон года — например, на праздники люди чаще покупают чай в подарок.

По словам основателя, «Чай китайской панды» никогда не был для него бизнес-проектом. Скорее — просветительским, который приносит небольшой доход.

В нашей молодости почти не было, чем заняться. Спорт и чай спасали от наркотиков и алкоголя. Я хочу, чтобы молодёжь могла прийти сюда, купить чай за 150 рублей, поиграть в настольные игры, узнать, что такое настоящий китайский чай.

Новые клиенты </h2>

В 2014 году Карпову предложили арендовать точку в Ворошиловском торговом центре. Это популярный молл рядом с центром Волгограда с большой проходимостью. Предприниматель согласился.

Открывая новую точку, он решил разработать фирменный стиль «Китайской панды». И если поначалу он оценивал затраты на запуск в 500 тысяч рублей, то финальнная сумма превысила миллион рублей.

Вместе с дизайнером он нарисовал эскизы мебели, барной стойки, продумал расположение полок и дверей. Чтобы оплатить услуги мебельщика, Артём Карпов взял кредит. В итоге на обустройство точки ушло 800 тысяч рублей.

Но после открытия новой чайной предприниматель заметил, что клиенты перестали задерживаться у барной стойки: вместо этого они брали чай и уходили. Предприниматель любил общаться с гостями, это было частью клиентского подхода «Панды». Пустая барная стойка не вызывала интереса и у проходящих мимо посетителей торгового центра.

Я встал на место покупателя и понял, что из-за высоты барной стойки гости не видят процесс заварки чая, и им неудобно общаться с барменом. С помощью линейки я выяснил, что 11 сантиметров были лишними. Гостям было нечего делать, вот они и уходили.

Предприниматель переделал бар, и гости после покупки стали задерживаться в чайной: общение с барменом и демонстрация процесса заварки стали важными элементами атмосферы «Панды».

С тех пор оформление каждой точки регулярно менялось. Ширина между баром и шкафами подгонялась под удобство бармена, но в тоже время не давала ему расслабляться на работе. Так как вся мебель была авторская, предпринимателю приходилось вручную настраивать эргономику бара. Этот процесс продолжается до сих пор.

Став популярной, точка в Ворошиловском торговом центре начала привлекать ещё больше посетителей. В отличие от «Икры», где большинство гостей — молодежь, покупателями чайной в молле стали взрослые люди с большими финансовыми возможностями и более высокими требованиями к качеству напитка. Карпов понял, что пора расширять ассортимент.

Шифу из Сышуаньбаньна </h2>

В поисках новых сортов Артём Карпов три-четыре раза в год ездит в Китай. Предприниматель знакомится с фермерами и проводит время на их плантациях, чтобы как можно больше узнать о чае.

Купить качественный и необычный чай в Китае иностранец может только на закрытых выставках. Подобные экспозиции проходят каждую весну после сбора урожая. На них крестьяне демонстрируют продукцию для внутреннего рынка.

Стоимость чая зависит от способа «убийства зелени» — ферментации листа. Частота обжарки и сушки растения, способ и длительность хранения влияют на вкус и аромат. Некоторые чаи лежат на складе десять лет: одни хранятся во влажном климате, другие — в сухом.

Прожарили, подсушили, прожарили, подсушили, опять прожарили, полежало — спрессовали. И так несколько раз. От того, как долго ты жарил чай в первый раз — 20 или 25 минут — зависит всё: уйдёт вкус — придёт аромат, уйдёт аромат — придёт вкус. Самое важное в «убийстве зелени» — сохранить полезные свойства листа.

Карпов открыл точку, которая отличалась от других. Это важно, чтобы чайные не перетягивали клиентов друг у друга. Предприниматель заказал новую мебель под цвет кирпича, дизайнерскую посуду и новые сорта чая. На открытие ушло более двух миллионов рублей.

При этом Карпов никогда не вкладывался в рекламу для раскрутки новых точек. Регулярная организация мероприятий кажется ему более эффективным каналом привлечения аудитории.

В «Панде» проходят лекции о чае и проводятся игры, также заведение работает на городских праздниках. Эти действия позволяют привлечь новую аудиторию без лишних затрат.

Кроме того, новых гостей помогают найти социальные сети — «ВКонтакте» и Instagram. В своём личном Instagram-аккаунте Карпов публикует «истории» из своих поездок, в которых рассказывает о Китае и чае. По мнению предпринимателя, вместо рекламы лучше вкладываться в обучение барменов.

Если точка начинает приносить меньше прибыли, или люди перестают туда ходить — дело в бармене. Возможно, у него проблемы в личной жизни или экзамены на носу, поэтому большую часть времени он стоит, уткнувшись в тетрадь. Общительный и бодрый бармен, который любит говорить о чае, — залог успеха.

Новых барменов просят выучить теоретический материал и познакомиться с сортами чая. Это важно не столько для работы, сколько для общения с гостями. Бармен должен уметь рассказать историю напитка и объяснить его достоинства.

Кроме того, бармены помогают определить предпочтения гостей. Как только Карпов привозит новый сорт, его начинают предлагать покупателям. Далеко не каждый хороший чай станет популярным у гостей.

<textarea> [{«title»:»u0424u043eu0442u043e u0438u0437 u043fu0443u0442u0435u0448u0435u0441u0442u0432u0438u044f u0410u0440u0442u0451u043cu0430 u041au0430u0440u043fu043eu0432u0430 u0432 u041au0438u0442u0430u0439″,»author»:»»,»image»:{«type»:»image»,»data»:{«uuid»:»4f11f818-b587-08d5-6c5d-a9a3dd0bba60″,»width»:960,»height»:720,»size»:249911,»type»:»jpg»,»color»:»»,»hash»:»»,»external_service»:[]}}},{«title»:»»,»author»:»»,»image»:{«type»:»image»,»data»:{«uuid»:»ab41cd8a-44f4-5aca-834b-579e72cbe4b6″,»width»:720,»height»:960,»size»:308023,»type»:»jpg»,»color»:»»,»hash»:»»,»external_service»:[]}}},{«title»:»»,»author»:»»,»image»:{«type»:»image»,»data»:{«uuid»:»6057c132-82d6-4f3c-8639-c847acd68a07″,»width»:1280,»height»:854,»size»:239061,»type»:»jpg»,»color»:»»,»hash»:»»,»external_service»:[]}}}] </textarea>

При стабильной работе точки в день чайная выполняет 30-50 заказов. Многое зависит от места: например, в чайную в «Лофте» обычно приходят компанией, чтобы поиграть в настольные игры. Там количество заказов меньше, но средний чек больше. В среднем гость заказывает на 150 рублей, а группа — на 400-600 рублей.

Сопутствующие товары составляют малую долю ассортимента «Чая китайской панды». В основном это кисломолочные продукты и чизкейки: они не оставляют сильного послевкусия, которое могло бы перебить аромат чая.

Карпов работает преимущественно с индивидуальными предпринимателями и выставляет на прилавок лишь то, что попробовал сам. Однако минус такого партнерства — нерегулярные поставки. Но Карпов не хочет увеличивать ассортимент кондитерской продукции: в противном случае сопутствующим товаром может стать сам чай.

В 2016 году предприниматели из Липецка открыли филиал «Панды» в своём городе, потратив на покупку прав 300 тысяч рублей. Карпов подчеркивает, что у него никогда не было задачи создать большую чайную империю с оборотом в десятки миллионов рублей. Его цель — познакомить с чаем как можно большее количество людей, чтобы они узнали о многообразии вкусов и сортов напитка.

Сегодня годовой оборот «Чая китайской панды» — около 8 млн рублей. Некоторые гости часто шутят, что «Панда» — китайская франшиза. И хотя Карпову такое сравнение льстит, он всегда поправляет: «Мы волгоградская франшиза».

Сейчас предприниматель собирается открыть новую чайную в Москве. В первую очередь для того, чтобы угостить покупателей новыми и дорогими сортами для ценителей.

У меня есть такие сорта, которые волгоградцы не могут себе позволить. А когда я приезжаю в Москву, и там люди покупают мой чай, и он им нравится — это самая высокая оценка.

#офлайн#регионы

</h2>

  • ЧайнаяЧай китайской пандынаб. 62-й АрмииВолгоград
    • До 700 рублей средний чек
  • Забронировать стол

—> До 700 рублей средний чек Волгоград, наб. 62-й Армии, 6 Фактический график ресторана может отличаться от указанного Забронировать стол

  • x Удалить
    </span>
      • Загружена фотография× Удалить
      • Добавить

    x Удалить

    О чайной

    Смотрите также

    • Wonderland Волгоград
    • 9b5f97d6171f4dab8bc59e220ef75784.jpg Чай китайской панды Волгоград
    • 5a77230d6e7b41b3b758141da9f4cd49.jpg Чай китайской панды Волгоград

    Используемые источники:

    • https://vc.ru/offline/35176-volgogradskiy-chay-kitayskoy-pandy
    • volgograd/restaurant/197032/

    Оцените статью
    Рейтинг автора
    5
    Материал подготовил
    Илья Коршунов
    Наш эксперт
    Написано статей
    134
    Добавить комментарий