Английский фарфор: история и современность,советы коллекционерам.

18 апреля 2018

В Англии довольно трепетно относятся к собственным традициям. 

Одной из них можно назвать и знаменитый английский фарфор, технология изготовления которого была разработана достаточно поздно в сравнении с другими европейскими странами. 

1

Традиционно фарфоровые изделия отличаются плавными линиями, множеством деталей и изящными цветочными мотивами, дополненными росписью или позолотой.

1

2

изделия британских марок радуют нежностью, аристократизмом и жизнерадостными красками.

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

История возникновения великобританского благородного материала связана с известным именем местного ремесленника и предприимчивого молодого человека – Джозайя Веджвуда. Именно этот юноша в средине 18 века основал собственную мастерскую, что было вполне логично и ожидаемо, поскольку все его детство проходило параллельно с гончарным делом отца.

Художественным талантом Джозайя не обладал, тем не менее, это нисколько не помешало ему стать высококвалифицированным и опытным мастером.

Веджвуд перенес тяжелую болезнь, вследствие которой ему пришлось ампутировать одну из ног, что фактически поставило крест на возможности работы за гончарным кругом. Впрочем, молодой человек оказался целеустремленным и решил направить все свои силы и знания на усовершенствование производства посуды из керамики.

На протяжении всей жизни он активно сотрудничал с настоящими мастерами декоративного искусства, что позволяло ему производить настоящие произведения искусства с безупречным внешним видом.

22

В небольшом местечке под названием Бёрслеме была открыта первая в регионе мануфактура — Ivy House. 

Именно в её стенах опытный Веджвуд трудился над разработкой уникальной и ставшей впоследствии невероятно популярной керамической посуды. 

Она обладала красивым сливочным цветом и создавалась в честь английской королевы Шарлоты.23

После того как королевская семья признала Queen’s Ware мастерская Джозайя стала известной не только на всю страну, но и на весь мир.

Объём заказов был настолько большим, что производственных мощностей старой мануфактуры оказалось недостаточно. 

В 1769 году принимается решение перенести фабрику в Стаффордшир. 

24

Так появляется мануфактура Этрурия.

25

Работа кипит во всех направлениях, керамическая масса совершенствуется от предмета к предмету. 

26

Чайник. Вторая половина 18 века

В консистенцию добавляют барит, благодаря чему вещество становится более крепким и податливым для декора и обработки. 

Спустя некоторое время новоизобретенная масса получила мировую известность, как черный базальт.

Мировое признание

Великобританский фарфор получил признание в мире лишь в 18 веке. 

Если провести сравнительную параллель с остальными европейскими странами, то здесь производить вещи из порцеллана начали поздно.

Мягкая паста использовалась всего на нескольких заводах. 

Британские мастера, совершенствуя технологию производства и материал, придумали несколько новых типов мягкой консистенции.

Благодаря чему в Англии выделилось несколько видов: костяной, мыльный и гладкий.

27

Средневековая продукция выполнялась преимущественно из мягкой пасты, более известной, как художественный фарфор. 

Он на порядок нежнее, прозрачнее и мягче, по сравнению с твёрдым материалом.

В те времена Англия лидировала по количеству работающих керамических предприятий.

28

Главная особенность местных ремесленников заключалась в том, что они работали исключительно на коммерческой основе, а это позволяло им чутко реагировать на потребности рыночной конъюнктуры.

29

Первое предприятие, специализирующееся на производстве изделий из порцеллана было основано в Челси.

На английских чайно-столовых сервизах преобладали пейзажные и цветочные мотивы, позаимствованные из мейсенских шедевров.

На определенном этапе копируются и традиционно японские узоры.

Джефри О`Нил расписывал кофейные и чайные сервизы сюжетами эзоповских басен. 

Необычной реалистичностью и жизнерадостностью выделялись шедевры, декорированные Хансом Слоаном. 

Постепенно популяризируются лепные бордюры, характерные для Рококо. 

30

( а это «традиционный английский чайный сервиз»)

Благодаря этому блюда все чаще украшают цветочными решениями, изображениями листьев. 

31

Супницам придают необычную форму животных, фруктов, птиц.

32

33

Активно работали с мягким веществом и другие англосаксонские мануфактуры. 

В то же время уникальную формулу удалось открыть в Ворчестере. 

Доктор Уол включил в основную консистенцию мыльное дерево, что позволило придать форменной четкости отдельным предметам, сделать их более функциональными и надёжными.Что касается настоящего фарфора, то в Англии его открыли поздно. 

Популярностью пользовались преимущественно вещи на основе каменной массы, которую впоследствии удалось усовершенствовать Веджвуду.

Он в начале 19 столетия впервые изобрел вид тонкой керамики с добавлением костяного порошка. 

Из этой субстанции и начали производить посуду, соответствующую по стилистике великобританскому ампиру.

35

Настоящей и признанной вершиной творчества Веджвуда специалисты считают яшмовую массу, украшенную невероятно разнообразной и богатой цветочной палитрой. Самой яркой работой можно считать серию «Джаспер».

Неудивительно, что многие специалисты считают открытие этой консистенции новейшей вехой в развитии керамического производства, по значимости сопоставимой с изобретением китайского продукта. 

36

Отличительная черта таких произведений – соответствие стиля на поверхности вещей и в их разрезе.

Самыми не забываемыми являются декоративные вазы, а конкретно изделие из этой уникальной массы считают Портландскую вазу, созданную самим Веджвудом в 1789 г.

После того как знаменитый на весь мир открыватель скончался в 1795, начатое им дело продолжили, но оно все меньше радовало покупателей свежими идеями и неординарными решениями. 

37

38

Веджвудские фарфоровые изделия относятся к одной из самых известных и ценных разновидностей керамики во всём мире. 

Они высоко ценятся коллекционерами, и это, к сожалению, привело к нередким попыткам выдать за веджвудский фарфор другую старинную керамику. 

Но есть несколько способов, которые позволяют достаточно просто отличить подлинную веджвудскую керамику от подделки.

39

Разновидности веджвудского фарфора

Веджвуд выпускает лишь три определённых вида фарфора: яшмовый фарфор, кремовый фарфор и обычную столовую посуду. 

Яшмовый фарфор представляет собой декоративную синюю посуду с изображенным на ней рисунком в белом цвете. 

Эти рисунки обычно являют собой сценки из мифологии. 

Кремовый фарфор разрабатывался специально для королевы Шарлотты в 1765 г., и его внешний вид с тех пор оставался неизменным. 

И, наконец, компания выпускает стандартные столовые сервизы и коллекционные предметы. И все они имеют определённую характерную метку, которая может подтвердить их подлинность.

40

Фирменный знак «Веджвуда»

Рисунки

За свою 250-летнюю историю «Веджвуд» использовал лишь ограниченное количество рисунков. Все они широко известны, и информацию об этих рисунках можно найти в антикварных книгах и других материалах. 

Внимательно сравнивайте рисунок на изделии, которое вы хотите приобрести, с картинкой или описанием в изученном вами источнике, так как некоторые имитации могут иметь сильное сходство с веджвудским рисунком. Если предмет продаётся в интернет-магазине, попросите предоставить его фотографию в высоком разрешении, чтобы вы могли детально сравнить узор.

41

На задней стороне веджвудского фарфорового изделия можно найти одну из нескольких разновидностей фирменного знака. 

Зачастую, если на предмете есть изображение, знак будет в виде сосуда. Будет также надпись «Made In England» и узор, если на него есть место. 

Но будьте осторожны и не спутайте «Wedgwood» с керамической компанией «Wedgewood & Co.», символом которой служит единорог. Неопытный покупатель может не заметить лишнюю букву «е» в названии. 90% веджвудской продукции явно помечены, и именно это вы должны проверить в первую очередь.

42

Возраст

Определить возраст фарфора можно, проверив дату, отпечатанную на изделии, и сравнив стиль фирменного знака с тем, который был распространён в то время. То же относится и к веджвудскому фарфору. На изделии, как правило, отпечатана дата, а фирменный знак выполнен с определёнными стилистическими элементами, такими как завитки на буквах. Если стиль знака не соответствует указанной дате, это, похоже, подделка.

Дефекты

Даже если приобретённая вами веджвудская посуда – подлинная, повреждения могут свести её цену на нет. Внимательно осмотрите каждое изделие на наличие трещин и сколов. Проверьте, нет ли на нём каких-либо признаков того, что тарелка была разбита и склеена, таких как тонкая линия-трещинка или необычные сдвиги на узоре вдоль края. Наконец, осмотрите, нет ли волосных трещин – паутиноподобных линий на поверхности фарфора. Все эти дефекты могут обесценить даже настоящий веджвудский фарфор.

1 источник

Фотографии коллекционного фарфора взяты из интернета

2 источник

В Англии довольно трепетно относятся к собственным традициям. Одной из них можно назвать и знаменитый английский фарфор, технология изготовления которого была разработана достаточно поздно в сравнении с другими европейскими странами.

Традиционно фарфоровые изделия отличаются плавными линиями, множеством деталей и изящными цветочными мотивами, дополненными росписью или позолотой.

Изделия британских марок радуют нежностью, аристократизмом и жизнерадостными красками.История возникновения великобританского благородного материала связана с известным именем местного ремесленника и предприимчивого молодого человека – Джозайя Веджвуда. Именно этот юноша в средине 18 века основал собственную мастерскую, что было вполне логично и ожидаемо, поскольку все его детство проходило параллельно с гончарным делом отца.

Художественным талантом Джозайя не обладал, тем не менее, это нисколько не помешало ему стать высококвалифицированным и опытным мастером.Веджвуд перенес тяжелую болезнь, вследствие которой ему пришлось ампутировать одну из ног, что фактически поставило крест на возможности работы за гончарным кругом. Впрочем, молодой человек оказался целеустремленным и решил направить все свои силы и знания на усовершенствование производства посуды из керамики.

На протяжении всей жизни он активно сотрудничал с настоящими мастерами декоративного искусства, что позволяло ему производить настоящие произведения искусства с безупречным внешним видом.В небольшом местечке под названием Бёрслеме была открыта первая в регионе мануфактура — Ivy House.

Именно в её стенах опытный Веджвуд трудился над разработкой уникальной и ставшей впоследствии невероятно популярной керамической посуды. Она обладала красивым сливочным цветом и создавалась в честь английской королевы Шарлоты.После того как королевская семья признала Queen’s Ware мастерская Джозайя стала известной не только на всю страну, но и на весь мир. Объём заказов был настолько большим, что производственных мощностей старой мануфактуры оказалось недостаточно. В 1769 году принимается решение перенести фабрику в Стаффордшир.Так появляется мануфактура Этрурия.

Работа кипит во всех направлениях, керамическая масса совершенствуется от предмета к предмету.Чайник. Вторая половина 18 века

В консистенцию добавляют барит, благодаря чему вещество становится более крепким и податливым для декора и обработки. Спустя некоторое время новоизобретенная масса получила мировую известность, как черный базальт.

Мировое признание

Великобританский фарфор получил признание в мире лишь в 18 веке. Если провести сравнительную параллель с остальными европейскими странами, то здесь производить вещи из порцеллана начали поздно. Мягкая паста использовалась всего на нескольких заводах. Британские мастера, совершенствуя технологию производства и материал, придумали несколько новых типов мягкой консистенции. Благодаря чему в Англии выделилось несколько видов: костяной, мыльный и гладкий.Средневековая продукция выполнялась преимущественно из мягкой пасты, более известной, как художественный фарфор. Он на порядок нежнее, прозрачнее и мягче, по сравнению с твёрдым материалом. В те времена Англия лидировала по количеству работающих керамических предприятий.Главная особенность местных ремесленников заключалась в том, что они работали исключительно на коммерческой основе, а это позволяло им чутко реагировать на потребности рыночной конъюнктуры.Первое предприятие, специализирующееся на производстве изделий из порцеллана было основано в Челси. На английских чайно-столовых сервизах преобладали пейзажные и цветочные мотивы, позаимствованные из мейсенских шедевров. На определенном этапе копируются и традиционно японские узоры. Джефри О`Нил расписывал кофейные и чайные сервизы сюжетами эзоповских басен. Необычной реалистичностью и жизнерадостностью выделялись шедевры, декорированные Хансом Слоаном. Постепенно популяризируются лепные бордюры, характерные для Рококо.а это «традиционный английский чайный сервиз»

Благодаря этому блюда все чаще украшают цветочными решениями, изображениями листьев.Супницам придают необычную форму животных, фруктов, птиц.

Активно работали с мягким веществом и другие англосаксонские мануфактуры. В то же время уникальную формулу удалось открыть в Ворчестере. Доктор Уол включил в основную консистенцию мыльное дерево, что позволило придать форменной четкости отдельным предметам, сделать их более функциональными и надёжными.Что касается настоящего фарфора, то в Англии его открыли поздно.Популярностью пользовались преимущественно вещи на основе каменной массы, которую впоследствии удалось усовершенствовать Веджвуду. Он в начале 19 столетия впервые изобрел вид тонкой керамики с добавлением костяного порошка. Из этой субстанции и начали производить посуду, соответствующую по стилистике великобританскому ампиру.Настоящей и признанной вершиной творчества Веджвуда специалисты считают яшмовую массу, украшенную невероятно разнообразной и богатой цветочной палитрой. Самой яркой работой можно считать серию «Джаспер». Неудивительно, что многие специалисты считают открытие этой консистенции новейшей вехой в развитии керамического производства, по значимости сопоставимой с изобретением китайского продукта.Отличительная черта таких произведений – соответствие стиля на поверхности вещей и в их разрезе. Самыми не забываемыми являются декоративные вазы, а конкретно изделие из этой уникальной массы считают Портландскую вазу, созданную самим Веджвудом в 1789 г. После того как знаменитый на весь мир открыватель скончался в 1795, начатое им дело продолжили, но оно все меньше радовало покупателей свежими идеями и неординарными решениями.

Веджвудские фарфоровые изделия относятся к одной из самых известных и ценных разновидностей керамики во всём мире. Они высоко ценятся коллекционерами, и это, к сожалению, привело к нередким попыткам выдать за веджвудский фарфор другую старинную керамику. Но есть несколько способов, которые позволяют достаточно просто отличить подлинную веджвудскую керамику от подделки.Разновидности веджвудского фарфора

Веджвуд выпускает лишь три определённых вида фарфора: яшмовый фарфор, кремовый фарфор и обычную столовую посуду.

Яшмовый фарфор представляет собой декоративную синюю посуду с изображенным на ней рисунком в белом цвете.Эти рисунки обычно являют собой сценки из мифологии.

Кремовый фарфор разрабатывался специально для королевы Шарлотты в 1765 г., и его внешний вид с тех пор оставался неизменным.И, наконец, компания выпускает стандартные столовые сервизы и коллекционные предметы. И все они имеют определённую характерную метку, которая может подтвердить их подлинность.

Фирменный знак «Веджвуда»

Рисунки

За свою 250-летнюю историю «Веджвуд» использовал лишь ограниченное количество рисунков. Все они широко известны, и информацию об этих рисунках можно найти в антикварных книгах и других материалах.

Внимательно сравнивайте рисунок на изделии, которое вы хотите приобрести, с картинкой или описанием в изученном вами источнике, так как некоторые имитации могут иметь сильное сходство с веджвудским рисунком. Если предмет продаётся в интернет-магазине, попросите предоставить его фотографию в высоком разрешении, чтобы вы могли детально сравнить узор.

На задней стороне веджвудского фарфорового изделия можно найти одну из нескольких разновидностей фирменного знака.Зачастую, если на предмете есть изображение, знак будет в виде сосуда. Будет также надпись «Made In England» и узор, если на него есть место.Но будьте осторожны и не спутайте «Wedgwood» с керамической компанией «Wedgewood & Co.», символом которой служит единорог. Неопытный покупатель может не заметить лишнюю букву «е» в названии. 90% веджвудской продукции явно помечены, и именно это вы должны проверить в первую очередь.Возраст

Определить возраст фарфора можно, проверив дату, отпечатанную на изделии, и сравнив стиль фирменного знака с тем, который был распространён в то время. То же относится и к веджвудскому фарфору. На изделии, как правило, отпечатана дата, а фирменный знак выполнен с определёнными стилистическими элементами, такими как завитки на буквах. Если стиль знака не соответствует указанной дате, это, похоже, подделка.Дефекты

Даже если приобретённая вами веджвудская посуда – подлинная, повреждения могут свести её цену на нет. Внимательно осмотрите каждое изделие на наличие трещин и сколов. Проверьте, нет ли на нём каких-либо признаков того, что тарелка была разбита и склеена, таких как тонкая линия-трещинка или необычные сдвиги на узоре вдоль края. Наконец, осмотрите, нет ли волосных трещин – паутиноподобных линий на поверхности фарфора. Все эти дефекты могут обесценить даже настоящий веджвудский фарфор.А в следующий раз мы с вами посмотрим статуэтки из английского фарфора, они весьма занимательны и красивы.

http://kayrosblog.ru/farforovye-izdeliya-anglijskih-masterov

https://readmas.ru/arts/kak-opredelit-podlinnost-vedzhvudsko…

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

224 декабря 2015

Хотелось бы немного окунутся в мир старинных английских традиций, поговорить о зарождении фарфорового искусства и перенестись к самым истокам этого важнейшего дела. Английский фарфор всегда отличался изящным стилем и сдержанностью роскоши.

Традиционные изделия из этого материала выделяются плавностью линий и проработанностью каждого элемента, белизной и тонкостью, а также неизменно красивыми орнаментами, в которых доминируют цветочные мотивы. В преобладающем большинстве случаев их украшают ручной росписью или золотым декором.

При первом взгляде неискушенного обывателя может сложиться мнение, что эти произведения искусства чрезмерно чопорны, но это ошибочное мнение. В них отчетливо прослеживается британская сдержанность, и едва заметная деликатная роскошь. Визуальная аристократичность невероятно притягательна, вот только она может принять лишь некоторых почитателей.

Что сложного в покупке дорогих английских чайных сервизов, выполненных в традиционном англосаксонском стиле? Как показала практика, материальный аспект в данном вопросе сдвинут на второстепенную роль. Для утонченного «звучания» посуды необходимо добиться соответствия рисунка и формы творения с текстилем и стилистикой интерьера.

Сервизы из костяного фарфора откровенно неудачно смотрятся на льняной скатерти, в сочетании с плетеными аксессуарами. В первую очередь следует определиться с периодичностью использования набора. Некоторые наслаждаются изящной красотой ежедневно, другие владельцы предпочитают использовать изумительные творения лишь по «особым» случаям.

История британского фарфора и творческий путь Джозайя Веджвуда

История возникновения великобританского благородного материала связана с известным именем местного ремесленника и предприимчивого молодого человека – Джозайя Веджвуда. Именно этот юноша в средине 18 века основал собственную мастерскую, что было вполне логично и ожидаемо, поскольку все его детство проходило параллельно с гончарным делом отца.

Художественным талантом Джозайя не обладал, тем не менее, это нисколько не помешало ему стать высококвалифицированным и опытным мастером.

Веджвуд перенес тяжелую болезнь, вследствие которой ему пришлось ампутировать одну из ног, что фактически поставило крест на возможности работы за гончарным кругом. Впрочем, молодой человек оказался целеустремленным и решил направить все свои силы и знания на усовершенствование производства посуды из керамики.

На протяжении всей жизни он активно сотрудничал с настоящими мастерами декоративного искусства, что позволяло ему производить настоящие произведения искусства с безупречным внешним видом.

В небольшом местечке под названием Бёрслеме была открыта первая в регионе мануфактура — Ivy House. Именно в её стенах опытный Веджвуд трудился над разработкой уникальной и ставшей впоследствии невероятно популярной керамической посуды. Она обладала красивым сливочным цветом и создавалась в честь английской королевы Шарлоты.

После того как королевская семья признала Queen’s Ware мастерская Джозайя стала известной не только на всю страну, но и на весь мир.

Объём заказов был настолько большим, что производственных мощностей старой мануфактуры оказалось недостаточно. В 1769 году принимается решение перенести фабрику в Стаффордшир. Так появляется мануфактура Этрурия.

Работа кипит во всех направлениях, керамическая масса совершенствуется от предмета к предмету. В консистенцию добавляют барит, благодаря чему вещество становится более крепким и податливым для декора и обработки. Спустя некоторое время новоизобретенная масса получила мировую известность, как черный базальт.

Мировое признание

Великобританский фарфор получил признание в мире лишь в 18 веке. Если провести сравнительную параллель с остальными европейскими странами, то здесь производить вещи из порцеллана начали поздно. Мягкая паста использовалась всего на нескольких заводах. Британские мастера, совершенствуя технологию производства и материал, придумали несколько новых типов мягкой консистенции. Благодаря чему в Англии выделилось несколько видов: костяной, мыльный и гладкий.

Средневековая продукция выполнялась преимущественно из мягкой пасты, более известной, как художественный фарфор. Он на порядок нежнее, прозрачнее и мягче, по сравнению с твёрдым материалом. В те времена Англия лидировала по количеству работающих керамических предприятий.

Главная особенность местных ремесленников заключалась в том, что они работали исключительно на коммерческой основе, а это позволяло им чутко реагировать на потребности рыночной конъюнктуры.

Первое предприятие, специализирующееся на производстве изделий из порцеллана было основано в Челси. На английских чайно-столовых сервизах преобладали пейзажные и цветочные мотивы, позаимствованные из мейсенских шедевров. На определенном этапе копируются и традиционно японские узоры.

Джефри О`Нил расписывал кофейные и чайные сервизы сюжетами эзоповских басен. Необычной реалистичностью и жизнерадостностью выделялись шедевры, декорированные Хансом Слоаном. Постепенно популяризируются лепные бордюры, характерные для Рококо. Благодаря этому блюда все чаще украшают цветочными решениями, изображениями листьев. Супницам придают необычную форму животных, фруктов, птиц.

Активно работали с мягким веществом и другие англосаксонские мануфактуры. В то же время уникальную формулу удалось открыть в Ворчестере. Доктор Уол включил в основную консистенцию мыльное дерево, что позволило придать форменной четкости отдельным предметам, сделать их более функциональными и надёжными.

Что касается настоящего фарфора, то в Англии его открыли поздно. Популярностью пользовались преимущественно вещи на основе каменной массы, которую впоследствии удалось усовершенствовать Веджвуду. Он в начале 19 столетия впервые изобрел вид тонкой керамики с добавлением костяного порошка. Из этой субстанции и начали производить посуду, соответствующую по стилистике великобританскому ампиру.

Настоящей и признанной вершиной творчества Веджвуда специалисты считают яшмовую массу, украшенную невероятно разнообразной и богатой цветочной палитрой. Самой яркой работой можно считать серию «Джаспер».

Неудивительно, что многие специалисты считают открытие этой консистенции новейшей вехой в развитии керамического производства, по значимости сопоставимой с изобретением китайского продукта. Отличительная черта таких произведений – соответствие стиля на поверхности вещей и в их разрезе.

Самыми не забываемыми являются декоративные вазы, а конкретно изделие из этой уникальной массы считают Портландскую вазу, созданную самим Веджвудом в 1789 г.

После того как знаменитый на весь мир открыватель скончался в 1795, начатое им дело продолжили, но оно все меньше радовало покупателей свежими идеями и неординарными решениями. Если говорить объективно, то фабрике попросту не хватало вдохновителя для свершений и поднятия продукции на качественно другой уровень.

К 1930 г. предприятие Веджвуд было больше Этрурии, что послужило причиной переноса производственных мощностей на завод Барластон. В течение нескольких последующих лет компания занималась освоением международных рынков Японии и Америки, скупая популярные на тот период марки.

В 1986 на рынок вышла уже компания Waterford Wedgwood group. Это был бренд премиального сегмента и мирового уровня. Он сформировался посредством слития компании Waterford Crystal и Веджвуда.

Российское правительство регулярно заказывало продукцию этого предприятия. Один из крупнейших заказов был получен в 1994 году. Администрация президента приобрела уникальный комплект, состоящий из 2000 предметов. Он использовался во время официальных приемов в Кремле.

На сегодняшний день это крупнейший производитель британского фарфора, популярность которого стремительно растёт. Наши уважаемые покупатели смогут самостоятельно проставить оценки продукции из Англии, а так же насладится ее качеством. Приятных покупок!

Подпишитесь на наш красивый Instagram senior_farfor и узнайте все о столовом этикете!

    Красивая чайная посуда — это не только украшение стола, но и возможность насладиться самим процессом чаепития.

    В состав классического чайного фарфорового сервиза входили: чайник, молочник, сахарница, поднос для ложек, чашка для слива использованной заварки, чайные пары, два больших подноса для хлеба, масла и пирожных. Обязательным предметом такого фарфорового сервиза была шкатулка-чайница, тоже разумеется из фарфора. 

Чайный сервиз

Meissen10.jpgЧайный сервиз

   Чайный сервиз – это украшение стола, великолепная возможность помечтать, погрузиться в свои мысли, расслабиться и насладиться самим процессом чаепития.В 18 веке, в Европе начинают производить фарфор, следуя китайским технологиям, появляется термин «чайный сервиз» , до этого времени европейцам приходилось пить чай из миниатюрных пиал, а маленькие чайники из красной глины европейцы использовали для заваривания чая.    Если бы европейцы использовали чайные сервизы только на особых торжествах, то они бы не получили такого широкого распространения. Особая традиция пить чай среди аристократии Европы способствовала популярности чайных сервизов.     В 18 веке стоимость чая заметно снизилась, и это послужило причиной изменения внешнего вида чайных сервизов: изменился не только размер чашек, но и сам облик, чайный сервиз 18-ого века стал больше напоминать современный чайный сервиз.    Классический чайный сервиз состоял из молочника, чайника, подноса для ложек, подноса для пирожных и сахарницы.  Классический чайный сервиз в современной Великобритании состоит из тридцати предметов. Сервиз фарфоровый включает заварной чайник с подставкой, двенадцать чашек с маленькими блюдцами, кувшинчик для молока, чайник для кипятка, вазу для сахара, вазу для варенья, тарелочку для лимона, тарелочку для кексов, поднос для ложечек и жестяную банку для хранения заварки.  Meissen8.jpg Английский чайный сервиз отличается вытянутыми вверх формами, чашки стоят на короткой ножке у основания. Стоит отметить тот факт, что идея закрепить ручку на пиале и сделать чашку принадлежит англичанам. Немного позднее, англичане сделали блюдца к чашкам для того, чтобы капли чая не капали на колени или на скатерть.   Чайный сервиз считается очень ценным подарком. В Китае, где чайная церемония – это целый ритуал, сервиз фарфоровый дарят только тем людям, которых уважают и ценят по-настоящему. В России ещё до революции люди дарили друг другу чайные сервизы, которые передавались из поколения в поколения. Такие чайные сервизы позже становились частью семейного достояния. Чайный сервиз был семейной реликвией, и наши предки хранили его до последнего блюдца или чашечки.    Чайный сервиз – это олицетворение хорошего настроения, комфорта, тепла и домашнего уюта. Он придаст любому столу особенную роскошь. Качественно выполненный сервиз фарфоровый производят мастера, которые передают секреты производства сквозь века.  На сегодняшний день самыми качественными считаются такие чайные сервизы, которые производятся в Германии и Чехии. Эти сервизы отличаются изяществом исполнения и оригинальным декором.

Фарфор

   Фарфор был самым удобным материалом для производства таких сервизов. По сравнению с металлом, он дольше удерживал тепло, а сама поверхность с внешней стороны нагревалась  меньше. Формы чайников были необычными в чайных сервизах, начиная от прямоугольных форм с простым рисунком ,и, заканчивая восьмиугольными, со сложными орнаментами. 

   До раскрытия тайны состава фарфора европейцами, столы знатных и богатых людей украшала посуда из серебра, фаянса, майолики. Фарфоровые сервизы с Дальнего Востока, можно было увидеть лишь на столах величайших знатных дворов, поскольку фарфор в те времена был редок и очень дорог.

   Родиной фарфора считают Китай. В английском языке даже одно из названий фарфора — «china». Китайцы изобрели состав твёрдого фарфора ещё приблизительно в VI веке, за тысячу лет до того, как он стал производиться в Европе. За попытку вывезти тайну его изготовления из страны полагалась смертная казнь. Поэтому европейцам долго не удавалось собственное производство фарфоровых приборов.

Чайные чашки

   Meissen5.jpgВ 1708 году знаменитому придворному керамисту Иоганну Бёттгеру удалось получить первый европейский фарфор, а вскоре появилась и посуда. Уже в 1710 году в саксонском городке Мейсен была заложена первая в Европе фарфоровая мануфактура.

   Вначале дизайн европейской посуды напоминал китайскую, в её декоре преобладали китайские мальвы и цветы лотоса. Изображались также экзотические птицы и бытовые сценки из китайской жизни.

  Первые Мейсенские чашки для чая, как и их китайские родственники, ещё не имели ручек. Когда в 1731 году известный скульптор Иоганн Иоахим Кэндлер приехал в Мейсен в качестве разработчика образцов посуды, то он, якобы, не нашёл там ни одного предмета с ручкой, чтобы удобно попить чаю. Кэндлер не только «приделал» ручки ко всем новым чашкам, но и придумал целое направление в дизайне чайной посуды — ручка стала элементом украшения.

   Английский керамист Джошуа Веджвуд изготовил кремового цвета глиняную посуду, получившую также название кремовый фарфор. Королеве Шарлотте (супруге короля Георга III и бабушке королевы Виктории) понравилось творение Веджвуда, и он с гордостью мог считать себя отныне поставщиком посуды для королевского двора.

   В ХІХ веке чайная чашка приобрела неожиданную вариацию — производители изобрели специальную чашку для джентльменов, носящих усы. Передний край чашки имел небольшой выступ, благодаря чему усы оставались сухими во время чаепития.

Блюдца 

    Meissen6.jpgДля Англии и остальной Европы не было характерным использование блюдец. Этот предмет сервировки пришёл в Европу из Китая, где чай пили из низких пиал.     В 70-80-х годах XVI века стало модным пить чай из блюдца — так он быстрее остывал. В то время блюдце было глубоким, его конструкция была позаимствована у пиалы китайцев. Позже оно стало плоским, и британцы стали просто ставить на него чашку.

Заварочный чайник

    Заварочный чайник — заварник — был изобретён значительно позже самого чайного напитка. Поначалу чай заваривали в открытой посуде, а то и прямо в чашке.

    В Европу чайники начали импортировать вместе с чаем. В начале XVIII столетия Ост-Индская компания, заметив рост спроса на чайники, начала завозить их из Китая в больших количествах.

    Meissen7.jpgПервые чайники из европейского фарфора были изготовлены в китайском стиле, который в Европе называли boccaro. Они были тяжёлыми, с короткими прямыми носиками. Форма чайника могла быть практически любой — восьмиугольной, круглой, в виде белки, кролика или более экзотических животных — верблюда, обезьяны и др. Ручки фарфоровых чайников украшались фарфоровыми дельфинами, рыбами, птичьими головами. Однако, несмотря на весёлый дизайн, качество таких чайников оставляло желать лучшего.

    С XVIII века чай подешевел, и размеры фарфоровых чайников увеличились.  До 1920-х основным приоритетом в дизайне чайников была функциональность. Но в 30-х годах стали появляться чайники в виде гоночных машин, самолётов и даже танков и лишь в 1960-х они вернулись к своему «функциональному» внешнему виду. Вернулись лишь для того, чтобы  в 70-х вновь послужить плацдармом для дизайнерских экспериментов (чайники в форме животных и космических кораблей были обычным делом). Десятилетие спустя заварники вновь возвращаются к элегантному дизайну 18-19 веков.

   Помимо фарфора, чайники делались и из серебра. Первый такой чайник был произведён в 1670 году, сейчас он находится в музее Виктории и Альберта в Лондоне. (Подробне о таких чайниках можно посмотреть здесь)

Сахарница

   Meissen9.jpgС потреблением чая росло и потребление сахара. Сахарницы впервые были представлены ко двору Уильяма III в начале 16-го века. В дизайне сахарниц, как и другой чайной посуды, на начальном этапе прослеживается китайское влияние — первые европейские сахарницы были круглыми, в качестве крышки им служило блюдце. Позднее внешний вид сахарниц стал приводиться в соответствие дизайну чайников, с которыми они подавались.

  Серебряные «корзинки» для сахара появились на Британских островах при Королеве Анне одновременно с появлением в составе сервиза специального кувшинчика для молока или сливок.

Чайные ложки

    Чайная ложка была изобретена специально для отмеривания заварки: ложечка с «горкой» заварки2 грамма — и сегодня считается международной нормой для заваривания одной чашки чая емкостью 200 миллилитров.

    Будучи изначально атрибутом фармацевтов, чайные ложки перешли вместе с чаем из аптечных лабораторий на обеденные столы и чайные столики, став одним из наиболее дорогих и разнообразных чайных аксессуаров.

  Ложки для чаепитий изготавливают из стали, цветных и драгоценных металлов. В Викторианской Англии особенной популярностью пользовались серебряные  и алюминиевые ложки, а также ложечки из раскрашенного фарфора. Рукояти чайных ложек нередко становились шедеврами изобразительного искусства. Их отливали или чеканили в форме скульптур,  а иногда и целых композиций. Такие ложки были не слишком удобны в использовании, однако как никакая другая вещь подчеркивали утончённый вкус и высокий статус владельца, а потому зачастую становились фамильными ценностями, передаваясь из поколения в поколение.

   В современной Англии чайные сервизы по-прежнему в моде, даже несмотря на то, что большинство чая здесь — в пакетиках. Пакетики, как раньше чайные листья, всё также аккуратно укладывают в заварочные чайники, разливают настой по чашкам, аккуратно размешивают молоко или сливки чайной ложечкой. Помимо традиционных атрибутов, такие чаепития дали жизнь и новым, современным аксессуарам, таким как подставка для использованного пакетика.     Классические чайные сервизы, создаваемые специально для чаепитий, представляют ценителям чая не только фабрики и мануфактуры, но и английские чайные компании, которые придерживаются традиционных взглядов на чаепитие.

Поделиться с друзьями ВверхИспользуемые источники:

  • https://obiskusstve.com/1401390991166409349/anglijskij-farfor-istoriya-i-sovremennostsovety-kollektsioneram/
  • https://zhiznteatr.mirtesen.ru/blog/43507550503/angliyskiy-farfor,-istoriya-i-sovremennost
  • http://www.senior-farfor.ru/blog/istorija-i-sovremennost-anglijskogo-farfora/
  • http://5oclocktea.com.ua/фарфор-в-европе/фарфор-в-англии/158-история-английской-чайной-посуды.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий