«Купчиха за чаем» ностальгия Кустодиева

Одна из самых знаменитых картин Бориса Кустодиева (1878 – 1927) «Купчиха за чаем» была написана 101 год назад – в 1918 году. Сейчас произведение хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге. В картине Борис Кустодиев воплотил свой давний замысел – создать картину на тему купеческого чаепития, в центре которой – образ русской пышнотелой красавицы. Это жизнерадостное полотно, пронизанное светом, художник написал в один из самых драматичных периодов своей жизни, когда потерял возможность ходить.

8 интересных фактов о картине «Купчиха за чаем»

1. В качестве модели для картины «Купчиха за чаем» (120 × 120 см, холст, масло) Кустодиев выбрал баронессу Галину Адеркас из Астрахани, где родился и сам художник. Галина была наследницей дворянского рода, пела в хоре. Оказалось, что в Петербурге она жила в том же подъезде, что и Кустодиевы, училась на медицинском факультете. Она охотно согласилась позировать художнику. Картину «Купчиха за чаем» Кустодиев написал за несколько дней и поспешил приступить к следующей работе.

Boris_Kustodiev_-_Merchants_Wife_at_Tea_-_Google_Art_Project.jpg
«Купчиха за чаем», 1918

Баронесса являлась обладательницей пышных форм, именно такие типажи особенно были интересны живописцу. В творчестве Кустодиева купчихи были олицетворением мечтаний народа о счастье, сытости и достатке. Художник одновременно сочетал в этих образах русских красавиц и монументальность, и восхищение, и иронию, и реальность, и фантазию. «Купчиху за чаем» сложно назвать портретом Галины, Кустодиев несколько увеличил её формы и сделал чуть старше, но и многие черты оставил из первоначального эскиза модели.

zarisovka-s-Aderkas.jpg
Зарисовка с Галины Адеркас

2. Картина Борисом Кустодиев была создана после революции в 1918 году. «Купчиха за чаем» будто олицетворяет весь старый купеческий мир России с его укладом. Работа Кустодиева была хорошо встречена критиками и художественным сообществом.

3. Глядя на яркие, светлые краски полотна, сложно поверить, что Борис Кустодиев на момент создания «Купчихи за чаем» тяжело болел. У художника обнаружили опухоль спинного мозга, в 38 лет после операции в 1916 году он оказался прикован к инвалидному креслу. Чтобы спасти жизнь Кустодиева и добраться до опухоли, врачи могли сохранить что-то одно – или подвижность рук, или ног. Это тяжёлое решение легло на плечи жены живописца Юлии, сам художник находился без сознания. Она решила, что художник без рук жить не сможет.

Борис Кустодиев с женой Юлией, фото 1903 года

И хотя Борис Кустодиев потерял возможность ходить, он удивительным образом продолжал создавать душевные и богатые по колориту картины, в своей памяти он оживлял образы дореволюционной России, страны, которой больше не было. Реальность была совсем не похожа на светлые картины художника. Из-за нужды Кустодиеву приходилось продавать личные вещи. В письме режиссёру Василию Лужскому художник писал: «Живём мы здесь неважно, холодно и голодно, все только и говорят кругом о еде да хлебе… Я сижу дома и, конечно, работаю и работаю, вот и все наши новости».

Семья Кустодиевых: слева сын Кирилл, в центре — художник с женой Юлией, справа — дочь Ирина (фото сделано в начале 1920-х)

4. Интересно, что в начале своего становления как художника Кустодиев часто писал свою супругу Юлию, которая обладала хрупким телосложением. Но для создания типа русской женщины живописцу нужны были иные модели. Художник шутил, что «худые женщины на творчество не вдохновляют».

На картине «Утро» художник изобразил свою первую жену и первенца

Для многих работ в дальнейшем Кустодиеву позировала его дочь Ирина, которая в его понимании отражала тип русской женщины, например, для полотна «Русалка. Русская Венера». Кустодиев писал Ирине: «Я решил писать большую картину — Венеру, русскую Венеру. Это будешь и ты и не ты, тип русской женщины. Она не будет лежать обнаженной на темном бархате, как у Гойи, или на лоне природы, как у Джорджоне. Я помещу свою Венеру — ты знаешь куда? — в баню. Тут обнаженность целомудренной русской женщины естественна, закономерна».

«Русская Венера», 1926

5. «Купчиха за чаем» — невероятно «вкусная» картина. В ней хочется рассматривать не только главную героиню, но и каждую деталь. В центре – белотелая купчиха, вальяжно восседающая за столом на балконе деревянного особняка, пьёт чай из блюдца. Она – воплощение народного идеала: губки бантиком, чёрные брови, голубые глаза, румяные щёчки. К купчихе ластится её кот, которому Кустодиев иронично придал черты его хозяйки.

«Купчиха за чаем», фрагмент

На столе у купчихи богатый натюрморт, впечатляющий своим разнообразием цвета. Здесь самовар, варенье, булочки, печенье, кекс с изюмом, фрукты и даже арбуз. А на втором плане художник изображает пейзаж провинциального города, где возвышаются церкви. Картина выглядит очень богатой по колориту, но при этом художник использовал всего несколько основных цветов, которые собраны на броши, украшающей платье купчихи: фиолетовый, голубой, зелёный, жёлтый, красный.

6. Ещё при жизни художника «Купчиха за чаем» побывала на нескольких выставках. Впервые картину Кустодиев представил в 1919 году в Зимнем дворце на Первой Государственной выставке, в которой участвовали более 300 художников. Кустодиев показал 11 картин, в том числе и «Купчиху за чаем». Через год в здании петроградского Дома искусств состоялась первая и единственная прижизненная персональная выставка Кустодиева, на которую он представил около 170 своих произведений, выполненных в основном в 1915—1920 годах, в число которых вошла и «Купчиха за чаем».

«Купчиха за чаем» в 1924 году побывала на XIV Международной выставке в Венеции. А на следующий год картина была передана в Русский музей.

7. Тема чаепития встречается и в других картинах Кустодиева. Например, в работе «Чаепитие» 1913 года и «Купчиха, пьющая чай» 1923 года.

«Купчиха, пьющая чай», 1923

8. Героиня картины «Купчиха за чаем» вдохновил Нону Мордюкову на создание образа купчихи Белотеловой во время съёмок в фильме «Женитьба Бальзаминова». За эту роль актриса получила в 1973 году Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых. Сестра Мордюковой, Наталья, рассказывала: «Она мне звонила из гримёрной «Мосфильма» — Ты знаешь Наташка, сделали такой грим… У меня такое ощущение, как будто я с картины Кустодиева села сейчас в кресло… Смотрю на себя в гримёрной в зеркало: ну чем я не та купчиха?».

Мордюкова в фильме «Женитьба Бальзаминова»

Картина «Купчиха за чаем» – полотно русского, позже советского, художника Б.М. Кустодиева (1878-1927), написанное маслом на холсте размером 120 х 120 см в 1918 году. Находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (в Михайловском дворце).

Содержание

Автор, поклонник купчих

Борис Михайлович Кустодиев родом из Астрахани. Отец, преподаватель, рано ушёл из жизни. Матери, чтобы поднять четверых детей, приходилось браться за любую посильную работу, в том числе развлекать местных купцов игрой на рояле в праздничные дни. Отсюда, из детства, первые яркие впечатления Кустодиева. Они оказались самыми сильными – атмосфера праздника, благополучия, свет, краски, размах стали признаками творчества живописца. Позже, уже состоявшись как художник, Кустодиев говорил, что колорит – это его оркестр красок.

История создания картины «Купчиха за чаем»

С 1896 года художник живёт и учится в Петербурге, уже через пару лет зарекомендовав себя хорошим портретистом. Столичная жизнь не затмила воспоминаний о родной и милой сердцу провинции – жанровые полотна Кустодиева переносили зрителя в уголки с патриархальным укладом, коих в России было множество. Героини, как правило, дородные, пышущие здоровьем русские женщины. Уже тогда публика окрестила их «кустодиевскими красавицами» (художник отшучивался, что другие его не вдохновляют). В творчестве Кустодиева купчихи, за чаем и без него, появлялись не раз.

Оставшись в стране после Революции, приняв её, живописец не отказался от любимых тем. Даже тяжело заболев, художник не потерял способность радоваться и писать светлые во всех смыслах картины. Так, в период создания картины «Купчиха за чаем» Кустодиев был уже прикован к постели, вокруг были разруха, голод, впереди неизвестность. Кистью мастера руководили чудесные воспоминания о былом.

Моделью стала Галина Адеркас, как тогда говорили, из бывших (баронесса по происхождению). Она была землячкой Кустодиева, училась на медицинском факультете, была молода и привлекательна. В Петрограде жила с семьёй художника в одном парадном. Телосложение натурщицы живописца «вдохновляло», тем не менее, сравнивая сохранившийся эскиз и оригинал, можно без труда заметить, что купчиха на картине имеет более округлые формы.

Адеркас позировала с удовольствием, ей льстило, что с неё пишет картину известный художник. Работа была закончена быстро – для больного живописца она была животворящей.

Описание картины «Купчиха за чаем»

Главная героиня полотна – полная и белотелая молодая женщина, купчиха. Тёплым летним вечером она восседает на балконе или террасе своего дома, расположенного в большом городе, где кипит жизнь, в том числе купеческая. Об этом свидетельствуют виды за спиной героини – виднеются торговые ряды, гостиный двор, высокие шпили храмов и колоколен. В беседке у соседнего дома за высоким синим забором и разукрашенными воротами в тени старых деревьев расположилась вокруг стола семья другого купца, чаёвничают.

Героиня картины не смотрит в глаза зрителю, но ясно видно, что у неё голубые глаза. Лицо спокойное и умиротворённое, губы сложены в мягкую полуулыбку. Отведённый взгляд делает образ молодой женщины несколько мечтательным, многозначительным – не её ли поклонник ведёт горячего белого коня по дороге мимо дома?

На купчихе тёмно-синее шёлковое платье с глубоким декольте, отделанным кружевом и прихваченным модной брошью с росписью. На голове синий платок, эффектно завязанный по-модному в виде небольшого тюрбана. Из-под него на лоб спускаются русые кудряшки чёлки. В ушах крупные серьги. Ухожена, аккуратна и очень мила.

Она сидит за столом, уставленным десертами, фруктами и выпечкой. Очевидно, главным здесь является самовар, начищенные бока которого говорят о том, что чаепитие в этом доме является особой традицией. Самовар увенчан сиренево-золотым чайничком, в котором заваривается душистый чай. Купчиха, чинно прихватив себя за локоть, держит в правой руке изящное расписное блюдце – среди купечества было принято пить обжигающий напиток из блюдец. Это был целый ритуал: наполнить чаем большую чашку, из которой понемногу наливать в блюдце, из него и пить, ведя неторопливые беседы.

На этот раз собеседником купчихи стал только кот. Стоя на перилах, он ластится к доброй хозяйке, мурлыча и зажмуриваясь от блаженства, своим обликом завершая картину и усиливая впечатление общего умиротворения, благополучия и удовольствия.

Анализ картины

Костюм героини и пейзаж не дают точного определения места и времени действия. Подобные сцены наблюдались по всем российским городам на Волге, Оке, Дону – везде, где была развита торговля. Это мог быть как провинциальный город с размеренной жизнью, так и крупный, с фабриками, большими магазинами, гимназиями. Платье и украшения купчихи с одинаковым успехом отсылают зрителя как к середине XIX века, так и ко второй его половине и даже началу ХХ-го.

Фигура купчихи, переходящая в нижней части в яркий натюрморт, овладевает всем вниманием зрителя. Композиционно ясно, что она на полотне является колоритным и гармоничным центром, символизирующим Россию ушедшую. Всё остальное – детали повествования, дающие полное представление об образе жизни определённой части населения страны, которой к году написания картины больше не существовало.

Как приняли картину

«Купчиха за чаем» Кустодиева вошла в число 11-ти картин мастера, принявших участие в Первой государственной выставке Страны Советов. Она состоялась в бывшем царском дворце, Зимнем, спешно переименованном в Дворец искусств. Участвовали в выставке около трёх сотен художников – молодое государство к талантам было внимательно, ведь искусство должно было стать мощным идеологическим оружием.

Размещённая по центру большой стены, отданной под картины Кустодиева, «Купчиха за чаем» привлекала публику не только колоритом (яркий большой квадрат, конечно, притягивал взгляды), но и темой, близкой и знакомой многим зрителям. Но не многие могли осмелиться высказать сожаление о прошедшей эпохе. Позже при виде работ Кустодиева на тему купечества у художника Нестерова, имеющего купеческие корни, невольно вырвалось: «Такие молодцы проглядели революцию…».

Советские критики положительно оценили работу художника как гениального колориста и решили считать произведение неким гротеском и насмешкой над старыми устоями.

На последующих выставках, в том числе за границей (Германии, Италии), в идеологических целях картина значилась под названием «Женщина за самоваром». Художественные критики и обычные зрители в отзывах выделяли впечатление от картины, как от яркого пятна, провозглашающего человеческую красоту.

Художественный мир был единодушен в оценках, Кустодиева называли русским Тицианом.

С 1925 года картина стала экспонатом Государственного русского музея.

Смотрите также Картина «Итальянский полдень» – известного художника Карла БрюлловаЗагадочная «Всадница»: какие тайны сокрыты в шедевре Карла Брюллова?Знаменитая картина художника Михаила Врубеля «Пан»«КРУЖЕВНИЦА» Тропинина, картина — отрада

Философия русского чаепития в картинах Кустодиева Б.М.

Многие традиционные чайные церемонии не обходятся лишь вкушением аромата напитка. В восточных традициях все стадии чаепития окутаны аурой таинственности и значимости происходящего. Не случайно в программах чайных клубов есть занятия йогой, прослушивание традиционной музыки. Эти упражнения, совмещенные с чаепитием, помогают обрести душевное равновесие, в полной мере насладиться не только чаем, но и бодростью, гармонией жизни. Русское чаепитие также не лишено философской составляющей. Мы предлагаем Вам проследить ее в картинах русского художника Бориса Кустодиева. Русское чаепитие за самоваром – частый сюжет его картин о провинциальной, купеческой, народной жизни россиян конца XIX, начала XX веков.

Картины Кустодиева наполнены яркой экспрессией светлых, радостных переживаний. Художник, сохраняя реализм образов, не боится давать свою трактовку, свое видение картины, передавая зрителю свой философский взгляд на жизнь.

Б. Кустодиев: «Любопытно, так в молодости нас в живописи пленяет все бравурное, яркое и сложное, и чем старше становишься, тем более ценишь покой и безмятежность, даже бедность и простоту и видишь, что именно в нем, покое, есть что-то вечное».

Голубой домик, 1920 год

В этой картине автор, словно по уровням духовного приближения к небесной выси, выстроил различные планы. На нижнем уровне находятся люди, отдыхающие от повседневных забот. Над ними возвышается фигура девушки в окне, словно душа, поднимающаяся над землей в любовном порыве. Хозяева, распивающие чай за самоваром, располагаются еще выше, оказываясь в центре картины. Их позы, неспешное чаепитие, — распространяют на всю картину ощущение умиротворенности, покоя и уюта. Это души, достигающие зрелости и мудрости, начинающие ценить жизненный покой. Выше них лишь мальчик на крыше, гоняющий голубей, юная душа, стремящаяся в порыве к небу.

Купчиха за чаем, 1918 год

Богатый самовар, фаянсовый, расписанный золотом чайник, такая же из набора чашка, сервировка стола, — все говорит о том, что перед нами успешная женщина. Она красива, румяна и дородна. В руке держит блюдце и смотрит невозмутимо. Безмятежность и покой чаепития подчеркивается голубым небом на фоне террасы. Ничто не намекает на то, что на дворе 1918 год с его бурными событиями. В сознании художника душевное равновесие, уют сердечного настроения непременно ассоциируется с традиционным чаептием.

Б. Кустодиев: «Не знаю, удалось ли мне сделать и выразить в моих вещах то, что я хотел, — любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему «русскому» — это было всегда единственным «сюжетом» моих картин».

Московский трактир, 1916 год

В московском трактире тех лет за таким чаепитием решались важные вопросы, обсуждались новости, принимались решения. Чем-то это похоже на нынешние времена, неправда ли?

Б. Кустодиев: «Мои картины я никогда не пишу с натуры, это все плод моего воображения, фантазии».

Купец-сундучник, 1923 год

Кустодиев посвятил немало картин купеческому быту. На этой изображен купец, торгующий чайной утварью. Богатое одеяние, почтенный вид, меховый воротник и шапка. Ничто не говорит о том, что на дворе 1923 г, — в чайной традиции художник видит успокоение души.

Б. Кустодиев: «Если меня что привлекает, так это декоративность. Композиция и картина, написанные не натурально и грубо вещественно, а условно, — красивы. Вот почему я не люблю своих вещей, в которых это все есть. В «Ярмарках» начинает другое что-то появляться- именно то, что я хотел и в других вещах видеть».

Купчиха, пьющая чай, 1923 год

Кустодиев отображает красоту русской женственности так, как она представлялась в его времена. Русская традиция пить чай с блюдца часто отражена им в картинах.

Б. Кустодиев: «Хочу только написать, что мне нравится, и в выборе сюжета и в его трактовке я совершенно свободен — рабства я больше всего боюсь. Мне кажется, картина, какой бы сюжет она ни имела, будет сильна любовью и тем интересом, с каким художник хотел передать свое настроение. И почему обязательно сюжет, то есть сюжет, как его у нас понимают — чтобы картина чему-то учила и что-то рассказывала. Разве не может быть картина только красивой?»

Извозчик в трактире, 1920 год

Чаепитие служит здесь главной темой картины. Кристальная прозрачность окна словно удаляет преграду стены, подчеркивает единство мира внешнего и внутреннего. Извозчик задумчиво вглядывается в окно, словно созерцатель за чашечкой чая.

Б. Кустодиев: «В своих работах хочу подойти к голландским мастерам, к их отношению к родному быту. У них масса анекдота, но анекдот этот чрезвычайно «убедителен», потому что их искусство согрето простой и горячей любовью к видимому. Голландские художники любили жизнь простую, будничную, для них не было ни «высокого», ни «пошлого», «низкого», все они писали с одинаковым подъемом и любовью».

На террасе, 1926 год

И, наконец, глубокая традиционная черта русского чаепития, — оно всегда служило цели объединению семьи, когда вокруг самовара собирались все члены, и стар и млад. Таким образом, русская чайная церемония способствовала укреплению внутреннесемейных связей, помогала людям разных поколений находить общий язык. За чайным столом семья проникалась единой атмосферой покоя…

Филосовский взгляд Кустодива по-прежнему актулен для нашей культуры, стремящейся к восстановлению и сохранению глубоких традиций, включая чайную.

Б. Кустодиев: «Говорят, что русский быт умер… Это чепуха! Быта не убить, т. к. быт — это человек…»

Источник: http://kustodiev-art.ru

Понравилась статья? Поделись с друзьями!

Используемые источники:

  • http://umbra.media/arhiv/kupchiha-za-chaem-borisa-kustodieva/
  • https://topkartin.ru/kartiny/kupchiha-za-chaem
  • https://www.tea-terra.ru/2014/03/04/14336/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий