История ложки: происхождение и эволюция

Ложкиchajnye-lozhki-opisanie-i-obem-3.jpg

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Содержание

Чайная ложка давно присутствует в нашем быту. Зная ее объем в миллилитрах и вес граммах, можно смело готовить любой кулинарный рецепт. Так, ложка определенного размера будет для нас основной мерой для измерения нужных нам компонентов. В каких случаях лучше пользоваться одноразовыми изделиями, для чего предназначена ложечка с длинной ручкой? Ответы на эти и другие вопросы – в нашей статье.

Особенности

Самая первая ссылка, где упоминается ложка, относится к третьему тысячелетию до нашей эры. В России ложка в качестве предмета для еды была представлена князем Владимиром в 998 году. После обряда крещения всех жителей Руси для поднятия культурного уровня князь повелел есть особыми приборами.

С того времени предмет кухонной утвари сильно изменился. Появилось много его разновидностей, и иной раз трудно разобраться, где и как он должен лежать на столе.

Основные виды ложек – столовая, десертная и чайная.

  • Столовую используют для приема первого блюда.
  • Десертную кладут, если подают пудинг, тирамису, халву, чизкейк, парфе, ягоды со сливками и другие мягкие десерты. По размеру она меньше столовой.
  • Чайная ложка называется так потому, что была незаменимым атрибутом чаепития для размешивания сахара или варенья, ее подают с чайной парой.

Первое известное упоминание о чайной ложке относится к XVIII веку. Чайная ложка – это маленькая ложечка с овальной или закругленной чашей и плоской, граненой или витой ручкой длиной в 15 см. Она выглядит как столовая или десертная, но несколько меньших размеров. Используют для приема в пищу десерта и напитков – чая, какао, горячего шоколада.

Вместимость

Ложка – вещь универсальная. Ее используют в церкви во время причастия, люди музыкальные играют на них, как на ударном инструменте. Провизоры производили дозировку лекарств, беря за основу размер и объем ложки. Записывая рецепт, кондитеры отмечали, в каком объеме необходимы требуемые ингредиенты для приготовления блюда наряду с мерой весов.

Появилась необходимость стандартизировать меру ложки. Ведь емкость не может быть одного размера для первого блюда и десерта.

Пришедшая популярность на чаепитие спровоцировала рождение ложки к чайной трапезе. Нередко в кулинарных рецептах указывают нужный состав компонентов в столовых и чайных ложках. Поэтому необходимо знать, сколько ингредиента вмещается в объем 1 ложки в мл и мг.

Для измерения объема лучше всего подойдет вода. В чайной ложке всего 5 миллиграммов жидкости и она заполняет столовую ложку лишь на треть, кофейная – на четверть.

Совершенно разный объем будет у других продуктов. Необходимо ещё учитывать рекомендации по рецепту, где-то написано – с горкой, и поэтому объем будет немного больше.

chajnye-lozhki-opisanie-i-obem-11.jpg

Приводим таблицу по продуктам питания, в соответствии с объемом.

Компоненты

Объем, мл

Вода

5±0,1

Растопленный маргарин

4±0,1

Масло растительное

5,1

Масло сливочное

5,0

Цельное молоко

5,0

Уксус яблочный

5,0

Соус соевый

5,0

Паста томатная

5,0

Ликер

7,0

Паста арахисовая

8,0

Майонез

10,0

Мед

10,0

Сметана

10,0

Сгущенное молоко

12,0

Пюре из фруктов

17,0

Варенье

17,0

А теперь граммовка по крупам, чаю и другим сухим компонентам. Вес чайной ложки напрямую обусловлен плотностью вещества, бывает меньше на 0,5 граммов или больше.

Компоненты

Масса, г

без верха

Масса, г

с верхом

Чай

2±0,1

3±0,5

Лекарственная трава

2,1

3,3

Хлопья кукурузные

2,0

4

Сухая горчица

4,0

7

Рис

5,0

8

Молотые сухари

5,0

7

Сухие дрожжи

5,0

8

Сухие сливки

5,0

6

Лимонная кислота

5,0

8

Желатин

5,0

8

Молотый перец

5,0

8

Хлопья овсяные

6,0

8

Крахмал

6,0

9

Чечевица

7,0

9

Молотый кофе

7,0

9

Гречка

7,0

10

Изюм

7,0

10

Сахар

7,0

10

Сода

7,0

10

Соль «Экстра»

7,0

10

Молотая корица

8,0

12

Мак

8,0

12

Крупа (перловая, ячневая)

8,0

11

Манная крупа

8,0

12

Мука

9,0

12

Какао-порошок

9,0

12

Яичный порошок

10,0

12

Орехи

10,0

13

Сухое молоко

12,0

14

Знание объема (сколько миллилитров находится в ложечке чайной) помогает измерить вес продуктов, различные жидкости при изготовлении любого рецепта.

Разновидности

В XVIII веке открываются многочисленные кофейные и чайные дома и, естественно, появляется новая посуда, необходимая для чаепития, кофе. Появляются новые правила этикета, которые подталкивают к изготовлению чайных, кофейных ложек.

Чайная ложка может иметь разное предназначение. В зависимости от того, в какой трапезе она участвует, изменяется ее внешний вид:

  • ложка для охлажденных напитков аналогична чайной, только ручка длиннее;
  • фруктовые ложки имеют острые зубчики по краю чашечки ложки;
  • ложки для мороженого напоминают по форме лопатку с согнутыми краями;
  • барные ложки представляют различные приборы для смешения коктейлей, изготовления абсента;
  • ложка для оливок с удлиненной ручкой и маленькой чашей с отверстием в середине – рассол стекает, олива остается на ложке;
  • ложка для икры имеет слегка прямоугольную форму чаши и чуть длиннее ручку, чем чайная.

Несложно понять, что все эти виды ложечек будут отличаться не только размером, но объемом.

Для изготовления чайных ложек, как правило, используют нержавеющую сталь, серебро, золото, сплавы из цветных металлов. Крайне редко вырезают ложки из дерева, они подойдут в виде подарочного экземпляра.

Эффектно и необычно выглядят керамические чайные ложки. Красиво представлены керамические комплекты, где чайная пара и ложка смотрятся единым целым. Изящно сделаны чайные серебряные, золотые ложки с керамической ручкой. Для кафе стоит купить удобные и красивые чайные приборы, посетителям будет приятно и комфортно, ведь все зависит от мелочей.

Завоевали свою популярность и одноразовые пластиковые чайно-кофейные ложки, которые изготавливают из полистирола. Прелесть этих ложек состоит в том, что их не моют, а после использования выбрасывают. Они необходимы для выездов на природу, в походах, в поездках. Используемую пластиковую посуду при поездках за город собирайте в мусорные пакеты для дальнейшей утилизации.

Как выбрать?

Если вы решили приобрести чайные приборы для себя или сделать подарок, то при выборе этих предметов обращайте внимание:

  • на качество стали и ее примеси – для изделий из нержавеющей стали;
  • на пробу с клеймом – на серебряных изделиях;
  • прибор не должен пахнуть химией;
  • покупайте ложки известного производителя, у которого есть сопровождающие документы, гарантирующие их качество;
  • качественные чайные приборы не должны быть легковесными и тоненькими;
  • при выборе ложек из серебра берите серебро высокой пробы, при высоком содержании серебра сплав более чист, качество – выше.

Серебряные приборы принято дарить на крестины ребенка, в честь первого зуба, в день рождения, на свадьбу. Особо скрупулёзным нужно быть при выборе подарка младенцу. Столовое серебро высокого качества всегда имеет гигиенический сертификат.

Обратите во внимание, чем покрыт серебряный предмет. Если он будет использоваться для принятия пищи, а не выполнять роль сувенира, то он может быть покрыт только золотом. Если покрытие из родия, лака, эмали, такие приборы можно использовать лишь как сувениры.

Серебряные чайные ложки в наше время имеют большой спрос, их приобретают в розницу и наборами по приемлемой стоимости. У чайных серебряных приборов есть много выгодных отличий – изящные формы, дополнительные украшения, необычные работы мастера.

Дарить качественные подарки всегда приятно, тем более изделия из серебра. Такие подарки остаются надолго в памяти и используются в домашнем обиходе. Как правило, серебряные ложки дарят с гравировкой, которую наносят на обратную сторону ручки, где можно указать дату рождения ребенка, дату годовщины свадьбы или любое другое напоминание, в честь которого делается подарок.

Хранение и уход

По истечении времени серебро тускнеет и становится менее привлекательным, но чтобы этого не случилось, его необходимо правильно хранить и ухаживать за ним.

  • Серебряные изделия хранят отдельно от другой посуды, лучше – в бархатных футлярах.
  • Содержать серебро рекомендуется в комнате с небольшой влажностью, избегать контакта с газом, изделиями из резины, средствами, содержащими частицы серы, они могут способствовать помутнению серебра.
  • Лучше всего для хранения подойдет пергамент, фольга. Они защитят серебро от окисления.
  • Одно из главных правил по уходу за серебряными ложками – тщательно вытирать мягким полотенцем, не оставлять их влажными. Не стоит мыть их в посудомоечной машине, могут появиться пятна и налет, который потом будет трудно убрать.
  • Для того чтобы серебро блестело и радовало внешним видом, его нужно иногда чистить с помощью нашатырного спирта, лимонной кислоты, уксуса. Каждый компонент нужно разбавить водой в соотношении 1: 10, положить в раствор серебро на час, затем хорошо вытереть мягкой тканью.
  • Отмыть серебряные вещи от налета поможет обыкновенная пищевая сода – 30 граммов соды растворяем в 100 мл воды, в полученный раствор кладем серебро на 2-3 часа. Для наибольшего эффекта можно поставить на огонь и дать немного прокипеть.
  • Для восстановления блеска помогает отвар из картофеля. Кладете изделие из серебра на 15 минут в отвар, и оно становится, как новое.
  • Отлично можно почистить серебряные ложки, используя зубную пасту. Наносим пасту на фланелевую тряпочку и протираем ложки.
  • Можно приобрести средства для ухода за изделиями из серебра в хозяйственных магазинах.

Далее смотрите видео с советами о том, как ухаживать за чайными ложечками.

В европейской культуре без ложки никто не может обойтись. Ее производят из разных материалов. Размер и форма столового предмета зависит от его назначения: кофейная, чайная, десертная. Мы сразу понимаем, чем будем есть то или иное блюдо, и даже не задумываемся, кто этот предмет изобрел и когда он приобрел привычный для нас внешний вид.

История и эволюция ложки

Ложка – настолько древнее изобретение, что невозможно установить временной промежуток ее существования. Исследователи называют разные даты ее рождения, предположительный возраст колеблется от трех до семи тысяч лет. Неизвестно даже происхождение названия этого слова. Лингвисты видят общеславянский корень в словах «лизать» или «елозить», а также «лог», что означает «углубление». Возможно происхождение от греческого – «глотать».

Одно известно точно, что ложка появилась гораздо раньше вилки. Ею можно есть как твердую, так и жидкую пищу, а вилкой – только твердую.

Древний мир

Подобие ложек использовали еще первобытные люди, это были морские раковины, половинки ореховой скорлупы или согнутые плотные листья растений. До сих пор некоторые племена в Африке и Южной Америке используют вместо них удобные раковины моллюсков. Первые ложки, сделанные людьми, выглядели как небольшие глиняные ковшики с короткими ручками. Позже для создания этого предмета использовали дерево, кости и рога животных, еще позже – металл.

Раскопки подтвердили, что в Древнем Египте использовали столовые приборы еще в пятом веке до нашей эры, – были найдены похожие изделия из камня. Древние греки изготовляли ложки из перламутровых раковин. Археологи находили подобия столовых предметов из рогов животных и рыбьих костей, относящихся к третьему тысячелетию до нашей эры. Во время расцвета римско-греческой цивилизации появились бронзовые и серебряные приборы, используемые для поедания пищи.

Средневековье

На Руси ложки стали применять на несколько столетий раньше, чем в остальных странах Европы. В летописях упоминается заказ князя Владимира (Х век) мастерам на изготовление ложек из серебра для всей своей дружины. К этому времени на Руси деревянные ложки уже использовались повсеместно. В некоторых семьях умельцы сами себе изготавливали приспособления для поедания пищи. Но в большинстве случаев пользовались продукцией мастеровых-ложкарей. В качестве материала применялись: осина, клен, береза, липа, слива, яблоня. Это были простые и практичные изделия. Резными и расписными они стали гораздо позже.

Кроме Италии и Греции, знакомых со столовыми приборами с глубокой древности, в XIII столетии ложки из серебра появились и у народов Европы. На ручках изображались ученики Иисуса Христа, поэтому столовые предметы стали называть «апостольскими ложками».

Эпоха Возрождения

В XV веке, кроме бронзы и серебра, стали изготавливать столовые предметы из меди и латуни. Металл по-прежнему считался привилегией богатых людей, бедные пользовались деревянными изделиями.

Эпоха Просвещения

Петр Первый ходил в гости со своими столовыми приборами. Следуя его примеру, на Руси закрепился обычай: собираясь в гости, брать с собой ложку. В XVIII веке, когда был открыт алюминий, первые столовые приборы из этого металла подавались только уважаемым гостям, остальные ели с помощью серебряных приспособлений. В этом же столетии круглые ложки обрели привычный и удобный овальный вид. Кроме того, закрепившаяся мода пить чай стала причиной производства столовых приборов разных размеров. К этому времени относят появление чайных ложек, а немногим более – и кофейных.

Мода в одежде на длинные рукава тоже сыграла свою роль в преобразовании столовых приборов – возникла необходимость в более длинной ручке, что сделало этот предмет похожим на современный.

XIX век

Немец Э. Гейтнер первым в Европе (1825 г.) стал выпускать столовые приборы из сплава меди, цинка и никеля, он назвал его аргентаном. Сплав стоил дешевле серебра, поэтому его стали применять для своей продукции многие европейские фабриканты. Сегодня такие ложки называют мельхиоровыми, и они до сих пор не утратили своей популярности.

ХХ, XXI век

Открытие нержавеющей стали в начале прошлого века стало переломным моментом в истории столовых приборов. Теперь этот металл лег в основу 80% всех ложек на планете. Хром, вошедший в состав изделия, уберегает его от коррозии.

Сегодня ложки производят из различных металлов и сплавов, но столовое серебро по-прежнему остается в почете.

Интересные факты

Ложки кажутся обычной, привычной кухонной утварью. Но, пройдя долгий исторический путь, они стали участниками многих интересных историй. Например, не каждый знает, откуда пошло выражение «бить баклуши», хотя всем известно, что так говорят о лентяях. В деле ложкарей есть простое занятие – полено разбивать на части (баклуши), которые становятся заготовками для будущих изделий. В производстве ложек бить баклуши считалось легким делом и поручалось самым неумелым подмастерьям.

В старину каждый имел свою ложку. Когда у новорожденного появлялись первые зубки и он начинал получать другую пищу, кроме материнского молока, ему дарили небольшую ложечку. Считалось: если она изготовлена из серебра или золота, младенец в будущем не будет ни в чем нуждаться. К обычаю нередко обращаются и современные люди, даря малышу серебряную ложечку «на зубок».

Люди верили и в другие приметы, связанные со столовым прибором:

  • положив случайно две ложки в одну чашку, можно ожидать свадьбу;
  • ложка упала со стола – ждите в гости женщину, нож уронили – придет мужчина;
  • лишний столовый прибор оказался на столе во время семейного обеда – будет гость;
  • нельзя стучать по столу ложкой – придет беда;
  • тех, кто облизывает ложку после еды, ждет счастливое супружество.

Столовый предмет играл свою роль и в студенческой жизни прошлого. В XIX веке молодые люди, получающие образование в Казанском университете, перед каждым экзаменом клали чайные ложки под шкаф, чтобы успешно пройти испытания. Трудно сказать, какой смысл вкладывался в данную примету, но студенты верили, что она работает. В Кембриджском университете ложка использовалась по другому поводу: из дерева вырезали грандиозный столовый прибор размером почти в человеческий рост и дарили самому отсталому студенту в знак утешения.

Знаменитый мастер сюрреализма Сальвадор Дали использовал ложку в качестве будильника. Он придавал большое значение дневному сну, но не хотел тратить на него слишком много времени. Засыпая в любимом кресле, художник держал в руках столовый предмет. Когда он падал, Дали просыпался от звука. Этого времени ему хватало, чтобы восстановить силы для продолжения работы.

Такой небольшой предмет, как ложка, имеет длинную историю и является незаменимым атрибутом нашей жизни.

В следующем видео вас ждет история ложки в картинках.

На ювелирных заводах я был не раз. Снимал производство золотых корпусов для часов «Ника», делал репортаж про изготовление олимпийских медалей на «Адамасе», и казалось бы меня нечем удивить – я видел все этапы производства на подобных предприятиях. Однако на заводе «Русские самоцветы» в Санкт-Петербурге я увидел то, чего не было на предыдущих ювелирных предприятиях. Нет, там был весь тот же самый производственный процесс, однако здесь было то, чему стоило удивиться и восхититься.

Пусть вас не смущает заглавное фото, потому что сегодня в “Как это сделано” репортаж не только о производстве серебряных ложек, но и о том, как делают настоящие произведения ювелирного искусства.

Внимательно прочитайте пост, в конце будут условия участия в конкурсе, в котором можно будет выиграть серебряную ложку!

Как это часто бывает на производственных экскурсиях не всегда получается снять весь процесс в хронологическом порядке, так как сперва показывают какие-нибудь заключительные этапы производства, а потом то, с чего все начинается. Потом приходится складывать все кадры в единый репортаж подобно пазлу. Так было и в этот раз. Но плюс таких экскурсий в том, что можно вернуться на какой-то этап и заново посмотреть какие-то упущенные моменты.

В моем репортаже я все покажу в правильном порядке. Все начинается с этих металлических пластин – это серебро, уже предварительно подготовленное.

Однако эти пластины нужно расплющить до нужной толщины для дальнейшей с ним работы. Этот этап называется вальцовка, потому что материал пропускают через валки.

Минута-две и пластина готова.

Нужно только измерить микрометром толщину, чтобы убедиться в том, что мы достигли нужной толщины.

Далее серебряную пластину рубят на отдельные куски.

Затем пластины устанавливают в специальную корзину и помещают в печь, для того, чтобы закалить металл. Затем серебро варится в другой ванне в течении определенного времени. Все это делается для того, чтобы придать серебру определенные свойства, обезжирить и сделать его использование в быту абсолютно безопасным, в том числе и маленьким детям. Кстати, серебро после этих процедур не окисляется, не темнеет.

Затем пластины шлифуются.

И опять рубятся, на длинные полоски.

На кадре заготовки для будущих ложек.

А это отходы производства, их выбросят в мусор. Шучу, драгоценный металл снова пойдет в дело после переплавки, но об этом чуть позже.

Далее заготовки опять вальцуют, сплющивают один конец. Из них на следующем станке вырубаются будущие ложки.

Почти готовая ложка, осталось проделать над ней всего несколько операций.

Сперва на ручке ложки пробивается будущий рисунок.

В нашем случае это кукла.

Осматриваем нет ли брака.

Если все в порядке, то приступаем к последней операции по изготовлению ложки.

Протираем место штамповки спиртом, укладываем ложку, бац, и она ложка.

Все, можно пользоваться! Хотя нет, еще рано. Ложка в принципе готова, однако ее нужно обработать, убрать заусенции, отполировать, убрать микропыль и покрасить куклу на ручке.

Перед тем, как показать следующий этап изготовления ложки заглянем в цех, где переплавляют обрезки производства. На фото печь непрерывного литья. Сверху в нее закидывают драгметалл, где он плавится.

Материал для переплавки – серебряные обрезки.

А снизу получаем уже готовую серебряную пластину, которую отрезают и она проделывает тот же путь до ложки и обрезков, который мы уже видели.

Здесь серебро дополнительно очищают в кислоте.

Кстати, интересный факт: так как серебро неоднократно проходит через печь непрерывного литья, через пять плавок оно утрачивает нужные свойства и его отправляют для обогащения на аффинажный завод. На этой пластине номером отмечена следующая партия, на заводе идет серьезный учет серебра и отслеживаются его неоднократные производственные циклы.

Это тоже печь непрерывного литья, здесь изготавливаются такие пруты, для ручек и других деталей для посуды, которую изготавливают на этом производстве.

Следующий этап – удаление заусенций, шлифовка краев.

Осталось совсем немного.

Затем ложки полируются.

На полировочный круг наносится паста гои, и ложка полируется до блеска.

Затем ложки погружают в ультразвуковую ванну, чтобы стряхнуть с нее все мельчайшие частички грязи и пыли.

Я уже говорил, что драгметал проходит на заводе серьезный контроль. Потому после всех операций он (вернее изделия из него) попадает на стол к специалисту, который отвечает за то, чтобы ложки получили клеймо в Пробирной палате.

Так каждая ложка получает свою пробу.

Ну и заключительный этап – нанесение эмали на рисунок.

Рисунки на ложке могут быть самые разнообразные.

После нанесения эмали ложки попадают в духовую печь, где эмаль высыхает, закрепляется.

Эмалевое покрытие качественное, не отколется.

Важное правило на подобной работе)

А вот и наша куколка. Кстати, именно такая ложка достанется победителю конкурса.

Еще один интересный факт – чтобы получить нужный оттенок мастера смешивают различные краски, но перед этим взвешивают их на весах, чтобы точно определить пропорции.

Как я говорил ранее, вся продукция прошла специальную сертификацию.

На этом все! Но не спешите уходить, я еще не показал самое интересное – как производят серебряную посуду, в чем специалисты «Русских самоцветов» являются непревзойденными мастерами.

На заводе есть свое дизайнерское ателье, в котором разрабатывается вид будущих изделий. В основном большая часть – это серебряная посуда с эмалированным рисунком.

Перед тем, как начать работу над рисунком на серебряном бокале, чашке или вазе, ее нужно изготовить на токарном станке.

Берем серебряный диск и закрепляем в станке.

Затем с помощью довольно внушительного ломика придаем диску форму болванки, закрепленной в станке. Таких болванок разных форм в этом цеху довольно много.

Всего минута-две и все готово! Серебро достаточно пластичный материал, потому работать с ним легко.

Специалист, который проводил экскурсию сказал, что в руках у этого мастера полноценный ювелирный инструмент).

Вот что получилось в итоге.

А пару минут назад это был диск.

Далее мы попадает в цех, где на серебряной посуде делают узоры из серебряной проволоки.

Здесь из кусочков проволоки на поверхности посуды складывают рисунок.

Обратите внимание насколько гладко отшлифована поверхность посуды, что не видно швов, а ведь она была спаяна ровно посередине.

Рисунок, который будет повторен на блюдце сверху.

Кусочки проволоки приклеиваются к поверхности, затем ее обматывают другой проволокой, после чего посуду поместят в печь. В результате термической обработки проволока будет припаяна к поверхности посуды.

Даже до того, как ее украсят эмалью, посуда выглядит очень красиво.

Готовое изделие.

На следующем этапе наносится рисунок эмалью.

Долго гадал, что это такое, мне подсказали – подвески.

Готовы к помещению в печь.

Ложки для сервиза, совсем не те, что мы увидели ранее.

Ситечко.

Немного работ из каталога «Русских самоцветов».

Заключительная часть изготовления посуды – печь, в которой спекается эмаль. Температура внутри чуть выше 700 градусов.

Достанем свежевыпеченные серебряные ложки.

Совочки для сахара.

Посуда конечно же также обрабатывается, но здесь этапы производства сложнее, чем в ложках.

На этом все! Спасибо, что дочитали до конца, надеюсь вам было также интересно, как и мне.

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите на адрес (shauey@yandex.ru) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят тысячи читателей сайта Как это сделано

Отдельные фото из моих репортажей можно смотреть в инстаграме инстаграме.    Жмите на ссылки, подписывайтесь и комментируйте, если вопросы по делу, я всегда отвечаю.

Также на ютюбе выходят мои интереснейшие ролики, поддержите его подпиской, кликнув по этой ссылке –Как это сделано или по этой картинке. Спасибо всем подписавшимся!

Используемые источники:

  • https://vplate.ru/lozhki/chajnye/
  • https://vplate.ru/lozhki/istoriya/
  • https://ikaketosdelano.ru/kak-delayut-serebryanye-lozhki/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий